5.6.4. Система органов местного самоуправления
Структура органов исполнительной власти в различных муниципальных образованиях может быть различной, поэтому невозможно выделить универсальную модель распределения полномочий между различными органами местного самоуправления. Можно лишь в общих чертах охватить весь спектр имеющихся структурных решений. В основе нашей классификации лежит взаимодействие между тремя основными субъектами, представляющими типовую структуру местного самоуправления: представительного органа местного самоуправления, местной администрации и высшего должностного лица муниципального образования.
Высшим должностным лицом муниципального образования является глава МО, который одновременно может осуществлять исполнительную власть, возглавляя администрацию муниципального образования.
Глава муниципального образования может избираться или гражданами, или представительным органом местного самоуправления. Он работает на постоянной основе, не может быть депутатом представительного органа, а также заниматься предпринимательством. Его конкретные функции и порядок избрания регулируются уставом муниципального образования и местными нормативными актами.
Соотношение полномочий между высшим должностным лицом и представительным органом местного самоуправления обычно исчерпывается тремя вариантами:
Непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенциях представительного органа и выборного высшего должностного лица.
Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа.
Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов)184.
Наиболее распространенной моделью организации местного самоуправления в Российской Федерации является модель «сильный мэр – совет». В этой модели и представительный орган местного самоуправления (совет), и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр) избираются всем населением. Мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета, самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц администрации, организует работу совета и председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Совет обладает правом преодолеть вето мэра квалифицированным большинством голосов. Досрочное прекращение полномочий мэра возможно посредством местного референдума. Эта модель копирует отношения между ветвями власти в президентской республике.
Существует также модель «слабый мэр – совет». При ней населением избирается только совет, а мэр избирается из числа депутатов совета. Он полностью подконтролен и подотчетен совету, не имеет права вето, права формирования администрации; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц он осуществляет только с согласия совета; пределы его полномочий ограничены решением совета. Досрочное прекращение полномочий мэра может осуществить совет как по своей инициативе, так и по инициативе населения.
Получила распространение и модель «совет – администратор». В этой модели должность мэра отсутствует. Совет избирает своего председателя, который и организует его деятельность, но не имеет права руководить администрацией. Административные функции передаются управляющему (администратору), который нанимается советом на контрактной основе. Он единолично формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц, руководит деятельностью администрации.
В Российской Федерации пока не нашла применения «комиссионная» модель, распространенная в ряде городов США и Великобритании. В этой модели населением избираются отдельные должностные лица местного самоуправления, руководящие различными его отделами. Комиссия, состоящая из таких выборных должностных лиц, выступает в качестве представительного органа местного самоуправления185.
Модель местного самоуправления «мэр – собрание» реализуется только в малых поселениях. Единственным выборным лицом является мэр, а в качестве законодательного органа выступает общее собрание жителей, собираемое один-два раза в год. В некоторых случаях мэр может формировать администрацию.
В деятельности администрации местного самоуправления принято совмещать территориальный и отраслевой принцип, в качестве структурных подразделений сосуществуют департаменты по отраслям и территориальные округа. В большинстве МО существуют: комитеты и фонды имущества; земельные комитеты; комитеты (отделы) по инвестиционной политике; отделы финансовых ресурсов, фондовых, финансовых технологий; отделы цен, тарифов, налогов; отделы по работе с предприятиями и предпринимателями; службы регистрации, лицензирования; отделы труда и занятости.
Представительные органы местного самоуправления обладают следующим минимальным набором полномочий:
издание общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования при условии, что это предусмотрено его уставом;
принятие местного бюджета и утверждение отчета исполнительного органа муниципального образования о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов (в пределах сумм, предусмотренных законом);
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (само же управление и распоряжение ею осуществляется исполнительным органом муниципального образования и другими муниципальными органами под контролем представительного органа). Представительный орган по своему характеру повседневным управлением и распоряжением собственностью заниматься не может;
контроль деятельности других органов местного самоуправления и должностных лиц в формах, предусмотренных уставом муниципального образования186.
Этими полномочиями представительный орган местного самоуправления должен обладать при любой модели организации органов местного самоуправления, они не могут быть у него отчуждены и кому-либо переданы (только частично и временно другим органам местного самоуправления в строго ограниченных пределах). Список может расширяться.
Представительный орган местного самоуправления избирается на срок от двух до пяти лет; конкретный срок устанавливается уставом МО.
Депутаты представительного органа местного самоуправления обладают следующими гарантиями:
они избираются на срок более двух лет;
этот срок не может быть сокращен в процессе работы депутата;
депутаты и выборные должностные лица обладают ограниченным иммунитетом, они не могут быть задержаны кроме как на месте преступления, подвергнуты обыску и привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора соответствующего субъекта федерации.
Работой представительного органа руководит председатель, иногда в уставах предусматривают должности заместителя председателя и секретаря (для ведения документов). Основные вопросы решаются на заседаниях, для которых требуется кворум. Некоторые решения могут приниматься большинством присутствующих (при наличии кворума), некоторые – большинством от списочного состава представительного органа. По отдельным вопросам, как, например, преодоление вето мэра на решение представительного органа (там, где таким правом мэр обладает), требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от списочного состава). В некоторых МО заседания представительного органа собираются по мере необходимости, но чаще они организованы в сессии, которых может быть 2–4 в год. Возможны внеочередные заседания.
Для более эффективной деятельности представительного органа в его составе образуются постоянные отраслевые комитеты или комиссии (которые создаются на все время деятельности представительного органа), временные комитеты или комиссии (создаются для выполнения отдельных задач), а также рабочие группы (для подготовки к рассмотрению отдельных вопросов).
Контрольные вопросы:
Что такое местное самоуправление?
Какую роль играет местное самоуправление в демократическом государстве?
Какие предпосылки для функционирования органов местного самоуправления обеспечивают органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов?
Какие законодательные акты составляют правовую основу деятельности местного самоуправления?
Опишите территориальную основу местного самоуправления.
Какова финансовая основа местного самоуправления?
Какие полномочия имеют представительные органы местного самоуправления?
Какие существуют модели организации местного самоуправления?
Задания для углубленного изучения:
В чем недостатки функционирования местного самоуправления в Российской Федерации?
Охарактеризуйте гарантии местного самоуправления, закрепленные Конституцией РФ.
Какая территориальная модель местного самоуправления действует в вашем субъекте РФ?
Опишите модель организации местного самоуправления в вашем муниципальном образовании.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе