5.4.4. Правосудие как система
Отправление правосудия основывается на ряде конституционных принципов.
Свобода доступа к суду. Любой гражданин или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав. Никто не может быть лишен этого права.
Коллективное отправление правосудия. Единолично судья рассматривает только дела по мелким гражданским спорам и незначительным проступкам. Все остальные дела рассматриваются коллегиями судей. При этом даже малозначительные дела, рассматриваемые единолично судом первой инстанции, не выпадают из принципа коллективного отправления правосудия, так как в случае несогласия любая из сторон может подать на апелляцию или кассацию, и тогда дело уже будет рассматриваться коллегией профессиональных судей.
Возможность обжалования судебного решения. Неудовлетворенная судом сторона может добиться пересмотра дела в другом суде (апелляция, кассация, надзорное производство и др.). Такая возможность принципиально сокращает возможность судебной ошибки.
Открытость, публичность суда. Закрытое проведение судебного процесса возможно в Российской Федерации только в особых случаях, строго прописанных в законе. К этим случаям относятся вопросы государственной или коммерческой тайны, дела против несовершеннолетних и дела о сексуальных преступлениях. Эти ограничения связаны с необходимостью сохранения государственной или коммерческой тайны, а также защиты интересов пострадавших.
Независимость суда, подчинение его только закону. Судья свободен от всякого внешнего давления; с указаниями при проведении судебного процесса не вправе выступать даже вышестоящий суд. Члены судебной коллегии ориентируются только на закон и исходят из побуждений собственной совести.
Ведение судопроизводства на языке, понятном сторонам, или обеспечение им переводчиков.
Ответственность государства за судебную ошибку. Этот принцип обязывает государство непременно возместить ущерб, который вызвала ошибка.
Участие граждан в отправлении правосудия. Граждане РФ участвуют в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, общественных обвинителей или общественных защитников.
Очное проведение судебного разбирательства в присутствии обеих сторон согласно общим правилам. Заочное судопроизводство уголовного дела осуществляется крайне редко в исключительных случаях; в гражданских делах такие случаи встречаются немного чаще.
Осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Обвинитель и обвиняемый, истец и ответчик выступают в суде сторонами, имеющими равные права.
Презумпция невиновности. Всякое лицо считается невиновным до тех пор, пока решение суда о признании его виновным не вступило в законную силу.
Право обвиняемого на защиту. Если обвиняемый не имеет средств или по каким-то другим причинам не может нанять адвоката, то суд обязан обеспечить его защитником за счет государства.
Существуют различные виды судебных процессов:
суд первой инстанции (рассмотрение дела в первый раз);
апелляция (рассмотрение вышестоящим судом по правилам первой инстанции решения, не вступившего в силу);
кассация (проверка решения вышестоящим судом);
пересмотр решения, уже вступившего в законную силу.
В результате судебного процесса принимается судебное решение, которое обладает обязательной силой для тех лиц и организаций, к которым оно относится. Суды принимают решения в нескольких видах: приговоры (по уголовным делам), решения (по гражданским делам), определения, постановления, судебные приказы (по приостановлению неправовых действий) и заключения (только конституционные (уставные) суды).
В уголовных процессах решение суда может заключаться в оправдании подсудимого или назначении того или иного наказания (смертная казнь, лишение свободы, конфискация имущества, штрафы, исправительные работы, запрещение заниматься определенной профессией и т. д.). В гражданских процессах может быть принято решение о расторжении незаконного договора, взыскании ущерба, секвестре имущества, передаче имущества в собственность государства, объявлении о продаже имущества с торгов, восстановлении на работе, выселении арендатора, взыскании алиментов, лишении родительских прав. Суд может отказать в регистрации общественной организации или распустить ее, принять решение о ее временном нефункционировании, признать незаконной забастовку или иную акцию протеста, приостановить издание газеты или закрыть ее и т. д.
Кроме судебных решений судебная власть реализуется в издании судебных приказов, которые издают отдельные судьи. Эти приказы издаются либо во исполнение принятых судебных решений, либо для организации процесса.
Отправление правосудия подчиняется жесткой процессуальной форме, при несоблюдении которой решение может быть отменено.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе