2.1.7. Межгосударственные союзы
Говоря о межгосударственных союзах как о специфической форме государственного политико-территориального устройства, обычно называют лишь одну форму – конфедерацию.
Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.
Конфедерация имеет следующие особенности:
Она представляет собой объединение государств, которые не утрачивают своей политической самостоятельности и остаются суверенными в своих границах после объединения. В отличие от федерации в конфедерации не существует разделения предметов ведения и полномочий, вся полнота власти в своих границах принадлежит объединившимся государствам. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют своей международно-правовой статус, абсолютно самостоятельны и независимы во внешнеполитических отношениях и связаны своим участием в конфедерации не более, чем иными своими международно-правовыми договорами.
Конфедерация по своей природе – всегда договорное объединение.
Государствам – членам конфедерации принадлежит право сецессии. Этот признак считается основным, отграничивающим конфедеративную форму государственного устройства от федеративной.
Существуют объединенные органы конфедерации. Им принадлежат, в основном, не властные, а координационные полномочия, связанные с выработкой общего направления согласованной политики государств – членов конфедерации. Органы конфедерации не являются высшими органами власти для входящих в конфедеративный союз государств. Не образуется полная система органов власти, создаваемые учреждения – это обычно органы специальной компетенции.
Конфедерация строится по нормам не международного, а внутригосударственного права29. Нормы международного права в случае их использования являются «внешней оболочкой» внутригосударственных норм. При создании конфедерации не предусматривается учет интересов других «членов международного сообщества», отношения центральных органов конфедерации и входящих в нее государств нельзя однозначно определить только как партнерские, органы конфедерации наделяются властными полномочиями;
Полномочия конфедерации ограничены теми, что были переданы им государствами – членами конфедерации в соответствии с учредительным актом. Самостоятельное расширение сферы полномочий невозможно.
Решения конфедеративных органов не подлежат непосредственному исполнению на территориях государств – членов конфедерации: требуется принятие последними собственных решений, подтверждающих приверженность принятым конфедеративными структурами управления. Тем не менее было бы не вполне правильным отказывать решениям конфедеративных структур управления в признаке обязательности для государств – членов конфедерации. Передавая конфедеративным органам в соответствие с соглашениями правомочия принимать те или иные решения, государство – член конфедерации признает их обязательность для себя. Более того, в рамках конфедерации ее общие органы могут обладать средствами принуждения к реализации своих решений. Такие возможности могут быть предусмотрены учредительными актами конфедерации либо просто фактически наличествовать.
Государства – члены конфедерации сохраняют монополию на связь со своими гражданами. Собственно, и конфедеративного гражданства как такового может не быть, только гражданство государства – члена конфедерации. В представительных органах конфедерации представлено не население конфедерации, а только входящие в него государства.
Ранее вообще не существовало четкого различия терминов «конфедерация» и «федерация». Еще А. де Токвиль употреблял их как практически равнозначные, применительно к США говоря лишь о «новом федерализме». Именно политико-правовая конструкция, подобная этому «новому федерализму», впоследствии и стала называться правоведами, политологами и государствоведами «федерация». Соответственно, к концу XIX – началу XX вв. были сформулированы отличия федеративной и конфедеративной формы друг от друга.
Сегодня не существует единства мнений по поводу политико-правовой природы конфедерации. Многие авторы склонны считать ее международно-правовым образованием. Тем не менее более корректным представляется отнесение конфедерации именно к числу форм государственного устройства, а не международных политико-правовых союзов, в силу перечисленных выше признаков.
На текущий момент существует лишь одно образование, обладающее названными признаками, которое можно назвать конфедерацией: Европейский союз. Однако он довольно динамично эволюционирует в федеративное государство, хотя процесс идет небеспроблемно (вспомним хотя бы провал референдума по принятию конституции Евросоюза во Франции).
Еще одна форма межгосударственных союзов – протекторат.
Протекторат – основанное на соглашениях неравноправное объединение государств, в рамках которого одно из них отчуждает в пользу другого часть принадлежащих ему суверенных прав.
В качестве признаков протектората можно назвать следующие.
Участниками протектората являются две стороны: государство-протектор и опекаемое государство.
Формальная юридическая основа протектората – договор.
Часть суверенных прав опекаемого государства передается государству-протектору. Протектор может осуществлять функции обороны (тогда у опекаемого государства обычно отсутствуют собственные вооруженные силы), финансовой и экономической поддержки, участия во внешнеполитических отношениях от лица опекаемого государства, законодательную функцию и пр. Но при этом установление протектората не отменяет суверенитета опекаемого государства, хотя и ограничивает его в суверенных правах. В конечном итоге, опекаемая сторона сохраняет за собой право распоряжаться своей судьбой по своему усмотрению;
У обеих сторон – как подопечного, так и протектора – наличествуют (хотя бы формально) системы гарантий соблюдения прав и интересов.
Любой участник протектората имеет право выхода из него.
Единое гражданство отсутствует, но возможно существование двойного гражданства (подобно тому, как граждане Пуэрто-Рико являются одновременно и гражданами США). При этом государство-протектор и граждане опекаемого государства в силу осуществления первым части государственно-властных полномочий опекаемого государства находятся в особых отношениях. Юрисдикция протектора распространяется на граждан другой страны в той мере, в которой ему необходимо осуществлять переданные ему подопечным государством властные полномочия. Например, в США его определяют как «подданство» и понимают как обязанность сохранения «верности» США.
Объединенные центральные органы власти и управления отсутствуют.
Причины установления протектората могут быть различны.
В некоторых случаях протекторат – промежуточная форма отношений между бывшей метрополией и колонией в процессе обретения последней независимости (взаимоотношения Франции и республики Кот д‘Ивуар некоторое время после обретения последней независимости).
В других протекторат существует как форма защиты опекаемым государством своих политических и экономических интересов с помощью военной и экономической мощи, авторитета протектора (взаимоотношения США и «свободно присоединившегося государства» Пуэрто-Рико). При этом интерес протектора может заключаться в упрочении его геополитического положения в регионе нахождения подопечного государства, в возможности расположить на его территории военные части и пр.
В третьем случае установление протектората, ко всему прочему, ведет к прямым или косвенным финансово-экономическим выгодам для стран-учредителей. Например, передав свои внешнеполитические функции Индии, Бутан получил право на финансовые компенсации.
Подводя итоги, нужно сказать, что наиболее распространенной является унитарная форма государственного политико-территориального устройства. Но имеет смысл отметить, что еще совсем недавно количество унитарных государств было значительно больше и что в последнее время оно снижается. Можно утверждать, что, как и наличие местного самоуправления, наличие федеративного устройства является надежным механизмом, при помощи которого может быть достигнута устойчивая либеральная демократия. Таким образом происходит еще большее рассредоточение власти, что необходимо для того, чтобы не допустить ее чрезмерной концентрации в одних руках.
Вместе с тем важным фактором устойчивости федеративной модели, по-видимому, является отсутствие в составе государства автономных образований, выделенных по национальному признаку, так как такие образования вместо того, чтобы разрешать местные противоречия, лишь аккумулируют их, выводя на общегосударственный уровень. Именно федеративные государства, в которых существовали или существуют национальные автономии, особенно часто страдают от столкновений с сепаратизмом (Россия, Югославия, Босния-и-Герцеговина, Нигерия, Эфиопия, Индия, Судан).
Наряду с федеративными (конфедеративными) государствами могут быть выделены унитарные государства с чертами федерализма, или квазифедеративные государства (характеризующиеся значительным объемом прав самоуправления, принадлежащим отдельным районам и регионам, муниципальным образованиям). К их числу можно отнести следующие государства: Бирма, Боливия, Буркина-Фасо, Вануату, Великобритания, Гаити, Грузия (в отношении Абхазии и Аджарии), Дания (в отношении Фарерских островов и Гренландии), Доминиканская республика, Замбия, Израиль (в отношении Палестины), Индонезия, Испания, Италия, Кирибати, Китай, Молдова (в отношении Гагаузии и Приднестровья), Нидерланды, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Польша, Португалия (в отношении Азорских островов и Мадейры), Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи (самоуправление Принсипи), Сенегал, Соломоновы острова, Танзания (автономия Занзибара), Тринидад и Тобаго (автономия Тобаго), Тувалу, Украина (особый статус Крыма), Филиппины, Финляндия (в отношении Аландских островов), Франция, Шри-Ланка, Эквадор, Южная Африка. Всего можно выделить 36 подобных государств.
Таким образом, федеративными (конфедеративными) являются 13 % государств мира, и еще 19 % имеют некоторые черты федерализма.
Контрольные вопросы:
Дайте определение формы правления.
Что такое политический режим?
Что такое государственное устройство?
Перечислите существующие сегодня формы государственного устройства.
Что представляет собой административно-территориальное деление?
Какие государства называются унитарными?
Охарактеризуйте федеративные государства и перечислите их признаки.
Каковы основные принципы формирования федераций?
Чем характеризуются симметричная и асимметричная модели федеративных отношений?
Что такое империя и уния?
Дайте определение конфедерации и перечислите ее особенности.
Задания для углубленного изучения:
Почему политический режим является важнейшей характеристикой государства?
Какова, по-вашему, причина увеличения числа федеративных государств в современном мире?
Какая опасность подстерегает федерации, имеющие в своем составе национальные образования?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе