logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.

Следствием изменения государственно-политической ситуации в стране стало разделение механизма управления социально-экономическим развитием на три слабо связанные между собой части: общегосударственную (федеральную), региональную (субъектов федерации) и муниципальную. Единая система народнохозяйственного планирования и программирования распалась на множество внутренне не скоординированных частей. При этом прерогативой каждого уровня власти стали вопросы социально-экономического развития подведомственной ему территории.

Ранее проблема планирования развития на региональном уровне в России, по существу, не ставилась, все решалось централизованно. Взгляды же региональных руководителей на то, каким образом должна развиваться подведомственная им территория, могли существенно разниться. И теперь руководство одних субъектов отдавало предпочтение форсированному развитию рыночных отношений (Новгородская область, уральские регионы), другие в большей степени ориентировались на централизованную модель управления экономикой (регионы Дальнего Востока, Ульяновская область).

В условиях значительной межрегиональной социально-экономической дифференциации необходимость сильной, качественно проработанной региональной политики была очевидной, что подчеркивалось учеными-регионалистами и ясно осознавалось управленцами-практиками. В то же время реальное содержание государственной региональной политики определялось складывающейся политической и экономической конъюнктурой.

Насущной необходимостью было предотвращение полного развала основ внутреннего рынка, выведение из кризисного состояния кредитно-финансовой и бюджетно-налоговой системы. Преодолевая многочисленные сложности периода трансформации, центральное правительство сосредотачивало свои усилия на «аварийном», в лучшем случае просто текущем, регулировании.

Тем не менее с 1992 г. на уровне федерального центра начинают разрабатываться приоритетные направления региональной политики в стране.

В экономической программе Правительства РФ в 1992 г. появляется раздел, посвященный региональной политике. Ряд его положений в модифицированном виде входил во все последующие программные документы по региональной политике. Это положения, касающиеся системы целей и задач, методов государственного воздействия на региональное развитие; специальных организационных и финансовых инструментов; типологизации проблемных регионов, требующих особых форм государственной поддержки; федерального управления в крупных экономических районах и т. д.

Многие идеи этого документа, имевшие отношение к собственно механизмам региональной политики и обеспечению регионального социально-экономического развития, остались нереализованными. В основном это касалось мер, которые могли на практике привести к росту экономической состоятельности (а значит, и самостоятельности) субъектов федерации.

На начальном этапе экономических реформ федеральным правительством проводилась политика широкого использования разнообразных региональных льгот и преференций. Однако практика их массового предоставления себя не оправдала: их установление носило разрозненный, индивидуализированный характер и служило, прежде всего, инструментом улаживания политических противоречий, а не инструментом управления региональным развитием. Ситуация постоянной напряженности в отношениях «центр – регионы» подстегивалась фактическим и юридическим неравенством статусов различных субъектов. Находившиеся в наиболее благоприятном режиме взаимоотношений с центром республики оставались предметом определенной зависти для руководства краев и областей.

Попытки разработки и реализации отдельных проектов регионального развития не дали должного эффекта по причинам их слабой плановой проработки и отсутствия единого общегосударственного подхода к управлению социально-экономическим развитием страны в целом и региональным развитием в частности.

После подписания в 1992 г. Федеративного Договора и принятия в 1993 г. Конституции государственно-властная и политическая система Российской Федерации приобрела правовую базу и относительно стабилизировалась.