5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
Во главе правительства находится его председатель, чаще всего – премьер-министр, хотя иногда этот чиновник носит и другие названия: председатель совета министров (Италия), канцлер (Германия), государственный министр (Норвегия), везир (ряд мусульманских стран). В некоторых странах председателем кабинета министров является сами президент. Кроме председателя в состав правительства входят его заместитель (или заместители), министры, руководящие отдельными министерствами, а также руководители наиболее важных ведомств, ранг которых приравнен к рангу министра. В правительство могут входить министры без портфеля (не имеющие своего министерства), младшие министры (так иногда называют заместителей министров и глав некоторых важных ведомств), министры-координаторы (так в ряде развивающихся стран называют лиц, курирующих группу смежных министерств), а также министры, ведающие управлением отдельных регионов или сфер общественной жизни.
Выделяют две различные традиции формирования состава правительства:
Англосаксонская модель. В ней выделяют правительство (в его состав входят все члены правительства, описанные выше), кабинет (в его состав премьер-министр кроме себя включает наиболее видных деятелей своей партии, имеющих министерский портфель и, как правило, управляющих важнейшими министерствами) и «внутренний кабинет» (в него входит политическое ядро правительства). Правительство собирается редко, кабинет – чаще, а все основные оперативные решения принимаются на заседаниях «внутреннего кабинета», который собирается регулярно.
Континентальная модель. В ней различается совет министров и совет кабинета. Первый собирает министров под председательством президента для решения важнейших вопросов. На второй те же министры собираются под управлением премьер-министра для обсуждения оперативных вопросов и принятия по ним решений.
Российская Федерация тяготеет к континентальной модели организации правительства, хотя, как и большинство постсоветских стран, отчасти совмещает эту модель с англосаксонской. В Российской Федерации президент может вести заседания правительства (п. «б» ст. 83 Конституции РФ), и он, несомненно, пользуется этим правом, когда правительство обсуждает важнейшие вопросы государственной политики. Но эти вопросы могут обсуждаться и под руководством председателя правительства, что делает эту модель менее категоричной, чем континентальная. В свою очередь, как и в англосаксонской модели, Правительство РФ имеет свой президиум, в который входит председатель, его заместители и часть ключевых министров, и именно президиум принимает некоторые важнейшие решения от имени правительства. «Внутреннего кабинета» в Правительстве РФ официально нет.
Председатель Правительства РФ организует работу правительства, представляет его внутри и вне страны, ведет заседания правительства, подписывает акты правительства, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении и освобождении от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий156. Он распределяет обязанности между заместителями и регулярно информирует президента о работе правительства.
Заместители председателя правительства координируют и контролируют работу групп министерств и ведомств, участвуют в выработке и реализации политики Правительства, касающейся своих групп подразделений. Федеральные министры и руководители ведомств руководят своими структурными подразделениями и участвуют в подготовке и реализации политики Правительства в вопросах, касающихся деятельности этих структурных подразделений.
Основными способами формирования правительства являются следующие:
Парламентский. Применяется в парламентских республиках и монархиях и в парламентско-президентских республиках. Право на формирование правительства принадлежит партии, которая завоевала большинство голосов в парламенте на последних выборах (50 % + 1 голос). Если такого большинства ни одна партия не имеет, то право формирования правительства получает коалиция партий (от двух), которые в совокупности имеют это большинство голосов или могут обеспечить их поддержку (правительство меньшинства). Обычно глава государства назначает главу правительства, который формирует персональный состав правительства и выдвигает его на утверждение парламента. Впрочем, голосование может происходить и по отдельным кандидатурам, и только за кандидатуру председателя. Существует различные принципы, на основании которых глава государства назначает кандидатуру премьера (в Англии это лидер партии, получившей большинство мест в парламенте, в Италии – один из лидеров партий парламентского большинства по соглашению с другими лидерами). В случае отказа в доверии президент может распустить парламент и назначить служебное правительство до новых выборов.
Внепарламентский. Применяется в президентских и президентско-парламентских республиках. Президент назначает весь состав правительства, который в той или иной степени одобряется парламентом. Одобряться может как весь состав в целом, так и отдельные кандидатуры; при этом в ряде стран право парламента выносить недоверие правительству и отдельным его членам может быть ограничено.
Особняком стоят абсолютные и дуалистические монархии, где правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. В некоторых из этих стран парламент способен влиять на положение правительства, но не участвует в его формировании. В военных, социалистических и президентских диктатурах фактически может происходить то же самое при внешнем сохранении демократических норм.
В Российской Федерации принят следующий порядок формирования правительства. Президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру на пост председателя правительства и вносит ее в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления в должность или отставки предшествующего правительства или в недельный срок с момента отклонения Государственной Думой предшествующей кандидатуры (п. 2 ст. 111 Конституции РФ). Государственная Дума обязана в течение недели рассмотреть предложенную кандидатуру и вынести по ней свое решение (п. 3 ст. 111 Конституции РФ).
В случае отклонения кандидатуры президент может еще два раза вносить кандидатуру председателя правительства (эту же или другую). В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур президента на должность председателя правительства президент назначает председателя правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (п. 4 ст. 111 Конституции РФ).
В случае согласия Государственной Думы с кандидатурой председателя правительства президент назначает его на эту должность (п. 1 ст. 111 Конституции РФ) и поручает ему подготовить предложения по структуре правительства и его составу. Не позднее недельного срока эти предложения должны быть представлены (ст. 112 Конституции РФ). В соответствии с предложениями председателя правительства президент утверждает структуру Правительства РФ и его состав.
Как видно из этой схемы, в Российской Федерации действует внепарламентский способ формирования правительства.
Процедура прекращения полномочий Правительства РФ подробно рассмотрена и закреплена в Конституции РФ. Существуют различные основания для прекращения полномочий правительства:
Правительство РФ слагает с себя полномочия в день вступления в должность нового президента (ст. 116 Конституции РФ). Этот принцип действует даже в том случае, если речь идет о переизбрании на новый срок прежнего президента. После отставки правительства президент в двухнедельный срок вносит на утверждение Государственной Думы кандидатуру председателя правительства (ей может быть прежний председатель правительства, только что ушедший в отставку).
Правительство РФ может само подать в отставку (п. 1 ст. 117 Конституции РФ). В данном случае это решение правительства не является окончательным: правительство как бы обращается к президенту с просьбой отправить его в отставку, но президент вправе отказать правительству в этой просьбе. Таким образом, в данном случае решение об отставке правительства принимает президент.
Президент РФ может принять решение об отставке правительства по собственной инициативе (п. 2 ст. 117 Конституции РФ). В этом случае формально президент принимает решение об отставке председателя правительства, но это означает автоматическую отставку и всех остальных министров. После решения президента об отставке им назначаются исполняющие обязанности (которыми могут стать многие прежние министры) и в двухнедельный срок в Думу вносится кандидатура нового председателя правительства.
Правительство РФ может быть отправлено в отставку по инициативе Государственной Думы в случае вынесения ею двойного вотума недоверия правительству. После принятого большинством голосов от списочного состава Государственной Думы решения о недоверии правительству президент может отправить правительство в отставку, а может и отказаться от этой меры. В этом случае Государственная Дума может пойти на вторичное выражение недоверия правительству, в результате чего президент должен в течение недели либо отправить в отставку правительство, либо распустить Государственную Думу (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).
Правительство РФ может быть отправлено в отставку в случае, если оно внесет в Государственную Думу предложение о вынесении ему вотума доверия и этот вотум не будет вынесен. Для этого достаточно однократного голосования. Однократный отказ в доверии правительству ставит президента перед необходимостью роспуска Государственной Думы или отставки правительства (п. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Правительство РФ может прекратить свои полномочия по инициативе председателя правительства, если им будет представлено президенту заявление о невозможности исполнения своих полномочий. Эта мера не эквивалентна прошению об отставке правительства, так как в данном случае председатель правительства уходит по своей инициативе в личную отставку, которая автоматически означает отставку всего кабинета.
Заместители председателя правительства и федеральные министры тоже могут уходить в личную отставку, но эта отставка не означает автоматической отставки кабинета и не требует вмешательства Государственной Думы. Решение об их отставке принимает президент, он же по предложению председателя правительства назначает других чиновников на должности ушедших.
В истории Российской Федерации использовались только два основания для отставки правительства: трижды Правительство РФ уходило в отставку с избранием президента, а во всех остальных случаях решение об отставке правительства принималось по инициативе президента. Один раз Государственная Дума вынесла однократное выражение недоверия правительству, которое было проигнорировано президентом. Однажды кандидатура председателя правительства была утверждена с третьего раза.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе