logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1.6. Империя и уния

Наряду с федеративным государственном устройством выделяют еще два типа сложных в политико-территориальном смысле государственных конструкций: уния и империя. Следует заметить, что в литературе их часто классифицируют как анахронизм или особую форму межгосударственного взаимодействия.

Современный термин «империя» довольно многозначен. Можно выделить четыре присваиваемых ему смысловых значения28. Под империей можно понимать:

  1. форму правления: монархию, глава которой носит титул «император» (от лат. imperator – повелитель, полководец), обозначающий более высокий ранг по сравнению с королем, царем (статус императора связан с подвластностью обширных территорий, с подчиненностью императору других государей). Сегодня официально (согласно конституции) существует лишь одна империя – Япония;

  2. государство, обладающее совокупностью колониальных владений. В рамках колониальной империи различаются части: колония – зависимая территория (государство), являющаяся владением центральной власти; метрополия – политический центр колониальной империи, местонахождение ее верховной власти. (Для обозначения центра государства и его окраин, как в географическом, так и в геополитическом смысле, употребляются также термины «метрополия» и «периферия».) Остатки бывших колониальных империй сохранились и по сию пору в рамках некоторых федераций в виде протекторатов, конфедераций, уний;

  3. государство, осуществляющее политическую и/или экономическую гегемонию по отношению к другим государствам (СССР, США в годы холодной войны, а применительно к США термин в таком понимании может быть использован и сегодня, правда, с некоторой натяжкой). Именно применительно к такой интерпретации термина появился термин «империализм»;

  4. характеристику политико-территориального образования: совокупность территорий и государств, управляемую на основе единой имперской власти центра.

Последнее и определяет империю как форму государственного устройства.

В состав Российской империи входило Польское королевство, Великое княжество Финляндское, Кокандский и Бухарский эмираты. Британская колониальная империя объединяла множество стран под властью британской короны.

Можно выделить следующие признаки империи как формы государственного устройства:

  1. монархическая форма правления (чаще всего);

  2. «монолитность» власти, находящейся в руках одного лица или одной сплоченной группы (партии);

  3. неограниченная гегемония имперского центра и/или стремление к ее установлению;

  4. значительный размер территории: существенно больше, чем средняя для данной эпохи территория государства;

  5. этническая неоднородность;

  6. насильственный способ создания, хотя возможны и исключения при присоединении отдельных территорий (добровольное вхождение Грузии и Украины в состав Российской империи);

Империя является высокоцентрализованным государственным образованием, однако самостоятельность имперской периферии может быть весьма высокой. Правда, следует иметь в виду абсолютную власть имперского центра: любое решение периферийных властей может быть «перечеркнуто» волей метрополии.

Признаками унии можно считать следующие:

  1. монархия как форма правления (обычно);

  2. возникновение на основе общей традиции престолонаследия;

  3. часто на основе унии может возникать империя (или наоборот), то есть империя и уния не являются принципиально разными формами государственного устройства, в отличие от унитарного государства и федерации;

  4. фактическое объединение высших органов власти нескольких государств. То есть высший орган власти одного государства является таковым и в другом. Возможны и варианты: существование объединенных органов власти при сохранении собственных властных и управленческих инстанций (Австро-Венгерская уния под властью династии Габсбургов: законотворческий орган – имперская делегация, исполнительные органы – три имперских министерства). Здесь просматривается значительное сходство с империей как формой государственного устройства;

  5. относительно высокая (хотя бы формально, а часто – и фактически) политическая самостоятельность входящих в унию государств. Если империя характеризуется абсолютной властью имперского центра над периферией, то в унии противопоставление «метрополия – периферия» может отсутствовать. Единство унии основано на единстве, прежде всего, традиции управления. Государства, входящие в унию, имеют образуемые самостоятельно, без участия «центральных» властей, высшие органы власти и управления (парламент, правительство). Участники унии хотя бы формально сохраняют свой суверенитет;

  6. возможно образование унии с использованием договоров, договорное регулирование отношений в унии.

Различают унии личные (персональные) и реальные (органические).

Личная уния подразумевает объединение двух или более государств под властью одного правителя, монарха. Формальное основание личной унии – династические браки, пресечение правящей династии в случае определенного порядка престолонаследия (предполагающего приглашение правителя). При этом условия и порядок наследования престола, получения статуса главы государства во входящих в унию государствах могут быть различны.

В силу этого личная уния является довольно нестабильным образованием. В случае различий в порядке определения личности главы государства рано или поздно возникает ситуация, когда престол одного из них займет лицо, не признаваемое государем по закону другого. В качестве примера можно привести распад унии между Англией и Ганновером в XIX в. (в Ганновере лица женского пола не допускались к наследованию трона).

Реальная уния формализована законодательно, ее единство обусловлено общими традициями управления и правовыми установлениями. В случае наследственного монархического правления наследник трона в одном из государств реальной унии является таковым и в другом. Реальная уния часто скрепляется системой совместно принимаемых государствами – членами унии законов (Австро-Венгрия объединялась не только на основе правления Габсбургов, но и на основе законов, одобренных австрийским и венгерским парламентами), системой договоров между ними.

В настоящее время единственным примером реальной унии может служить Британское содружество. Его структура является сложной. Собственно в унию объединены семнадцать стран, которые можно считать его «ядром»: Великобритания, Канада, Австралия, Гренада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Маврикий, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу. Во всех этих государствах официальным главой государства является британский монарх. Причем королевская власть считается верховной властью не только для входящих в эту унию федераций как единого целого, но и для каждого их субъекта.

Интересно, что единство Британской унии обеспечивается единой правовой и политической традицией, а не единой властью формального главы государства, который даже в Великобритании «царствует, но не правит». Постепенно прекращают свое существование единые органы управления в рамках содружества (уже упразднено британское министерство по делам содружества). Государства под властью британской короны уже абсолютно самостоятельны политически и суверенны, хотя объединение в унию все же имеет для них реальные политические и правовые последствия. Например, правовые и судебные системы стран содружества весьма схожи, широко распространено заимствование из права Великобритании. Невозможно представить нахождение государств Британской унии в состоянии войны друг с другом: военное положение должно быть ратифицировано (хотя бы формально) монархом. Состояние в унии налагает на государства Британского содружества и некоторые «моральные» обязательства: применительно к военному времени все государства унии автоматически являются союзниками против общего врага, как это было во Второй Мировой войне.