2.1.6. Империя и уния
Наряду с федеративным государственном устройством выделяют еще два типа сложных в политико-территориальном смысле государственных конструкций: уния и империя. Следует заметить, что в литературе их часто классифицируют как анахронизм или особую форму межгосударственного взаимодействия.
Современный термин «империя» довольно многозначен. Можно выделить четыре присваиваемых ему смысловых значения28. Под империей можно понимать:
форму правления: монархию, глава которой носит титул «император» (от лат. imperator – повелитель, полководец), обозначающий более высокий ранг по сравнению с королем, царем (статус императора связан с подвластностью обширных территорий, с подчиненностью императору других государей). Сегодня официально (согласно конституции) существует лишь одна империя – Япония;
государство, обладающее совокупностью колониальных владений. В рамках колониальной империи различаются части: колония – зависимая территория (государство), являющаяся владением центральной власти; метрополия – политический центр колониальной империи, местонахождение ее верховной власти. (Для обозначения центра государства и его окраин, как в географическом, так и в геополитическом смысле, употребляются также термины «метрополия» и «периферия».) Остатки бывших колониальных империй сохранились и по сию пору в рамках некоторых федераций в виде протекторатов, конфедераций, уний;
государство, осуществляющее политическую и/или экономическую гегемонию по отношению к другим государствам (СССР, США в годы холодной войны, а применительно к США термин в таком понимании может быть использован и сегодня, правда, с некоторой натяжкой). Именно применительно к такой интерпретации термина появился термин «империализм»;
характеристику политико-территориального образования: совокупность территорий и государств, управляемую на основе единой имперской власти центра.
Последнее и определяет империю как форму государственного устройства.
Империя как форма государственного устройства – это объединение различных государств и территорий под единой властью, одним имперским правлением и законами империи.
В состав Российской империи входило Польское королевство, Великое княжество Финляндское, Кокандский и Бухарский эмираты. Британская колониальная империя объединяла множество стран под властью британской короны.
Можно выделить следующие признаки империи как формы государственного устройства:
монархическая форма правления (чаще всего);
«монолитность» власти, находящейся в руках одного лица или одной сплоченной группы (партии);
неограниченная гегемония имперского центра и/или стремление к ее установлению;
значительный размер территории: существенно больше, чем средняя для данной эпохи территория государства;
этническая неоднородность;
насильственный способ создания, хотя возможны и исключения – при присоединении отдельных территорий (добровольное вхождение Грузии и Украины в состав Российской империи);
Империя является высокоцентрализованным государственным образованием, однако самостоятельность имперской периферии может быть весьма высокой. Правда, следует иметь в виду абсолютную власть имперского центра: любое решение периферийных властей может быть «перечеркнуто» волей метрополии.
Уния как форма государственного устройства – государственное образование на основе совмещения высших органов власти нескольких государств (обычно глав государств).
Признаками унии можно считать следующие:
монархия как форма правления (обычно);
возникновение на основе общей традиции престолонаследия;
часто на основе унии может возникать империя (или наоборот), то есть империя и уния не являются принципиально разными формами государственного устройства, в отличие от унитарного государства и федерации;
фактическое объединение высших органов власти нескольких государств. То есть высший орган власти одного государства является таковым и в другом. Возможны и варианты: существование объединенных органов власти при сохранении собственных властных и управленческих инстанций (Австро-Венгерская уния под властью династии Габсбургов: законотворческий орган – имперская делегация, исполнительные органы – три имперских министерства). Здесь просматривается значительное сходство с империей как формой государственного устройства;
относительно высокая (хотя бы формально, а часто – и фактически) политическая самостоятельность входящих в унию государств. Если империя характеризуется абсолютной властью имперского центра над периферией, то в унии противопоставление «метрополия – периферия» может отсутствовать. Единство унии основано на единстве, прежде всего, традиции управления. Государства, входящие в унию, имеют образуемые самостоятельно, без участия «центральных» властей, высшие органы власти и управления (парламент, правительство). Участники унии хотя бы формально сохраняют свой суверенитет;
возможно образование унии с использованием договоров, договорное регулирование отношений в унии.
Различают унии личные (персональные) и реальные (органические).
Личная уния подразумевает объединение двух или более государств под властью одного правителя, монарха. Формальное основание личной унии – династические браки, пресечение правящей династии в случае определенного порядка престолонаследия (предполагающего приглашение правителя). При этом условия и порядок наследования престола, получения статуса главы государства во входящих в унию государствах могут быть различны.
В силу этого личная уния является довольно нестабильным образованием. В случае различий в порядке определения личности главы государства рано или поздно возникает ситуация, когда престол одного из них займет лицо, не признаваемое государем по закону другого. В качестве примера можно привести распад унии между Англией и Ганновером в XIX в. (в Ганновере лица женского пола не допускались к наследованию трона).
Реальная уния формализована законодательно, ее единство обусловлено общими традициями управления и правовыми установлениями. В случае наследственного монархического правления наследник трона в одном из государств реальной унии является таковым и в другом. Реальная уния часто скрепляется системой совместно принимаемых государствами – членами унии законов (Австро-Венгрия объединялась не только на основе правления Габсбургов, но и на основе законов, одобренных австрийским и венгерским парламентами), системой договоров между ними.
В настоящее время единственным примером реальной унии может служить Британское содружество. Его структура является сложной. Собственно в унию объединены семнадцать стран, которые можно считать его «ядром»: Великобритания, Канада, Австралия, Гренада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Маврикий, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу. Во всех этих государствах официальным главой государства является британский монарх. Причем королевская власть считается верховной властью не только для входящих в эту унию федераций как единого целого, но и для каждого их субъекта.
Интересно, что единство Британской унии обеспечивается единой правовой и политической традицией, а не единой властью формального главы государства, который даже в Великобритании «царствует, но не правит». Постепенно прекращают свое существование единые органы управления в рамках содружества (уже упразднено британское министерство по делам содружества). Государства под властью британской короны уже абсолютно самостоятельны политически и суверенны, хотя объединение в унию все же имеет для них реальные политические и правовые последствия. Например, правовые и судебные системы стран содружества весьма схожи, широко распространено заимствование из права Великобритании. Невозможно представить нахождение государств Британской унии в состоянии войны друг с другом: военное положение должно быть ратифицировано (хотя бы формально) монархом. Состояние в унии налагает на государства Британского содружества и некоторые «моральные» обязательства: применительно к военному времени все государства унии автоматически являются союзниками против общего врага, как это было во Второй Мировой войне.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе