5.5.2. Региональная система как объект управления
Регион как объект государственного управления представляет собой сложную социально-территориальную систему. Описывая регион как социально-территориальную общность, можно выделить три основные группы факторов, учет которых (вместе или по отдельности) обычно ложится в основу формирования различных вариантов регионального структурирования страны (или в основу группировки территорий по социально-экономическим регионам):
экономические факторы (развитость материальной и организационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие предприятий и организаций, находящихся на территории увязанных в один регион территориальных образований; развитость и отраслевой состав предприятий и организаций; рациональная специализация хозяйства в системе общественно-территориального разделения труда, межотраслевые связи в рамках производственного цикла «основных» отраслей на территории формируемого региона; традиционные экономические связи административно-территориальных образований; внутрирайонная организация населения; планируемые мероприятия по развитию экономики; бюджетная обеспеченность (по доходам) административно-территориальных образований; наличие и доступность обеспечивающих развитие региона ресурсов и т. д.);
факторы социальной сферы, связанные с состоянием социальной инфраструктуры, социальной защитой, здравоохранением, образованием и др.; демографические факторы; социальная структура и степень социального расслоения населения административно-территориальных образований, входящих в регион; степень межсубъектной социальной дифференциации; средняя бюджетная обеспеченность социальных расходов субъектов и т. д.;
политические и управленческие факторы – система и структура органов государственной власти; система местного самоуправления; уровень развития и структура систем связи и коммуникации; административно-территориальное устройство; национально-территориальная структура общества; целесообразность и четкость распределения компетенции между различными уровнями власти; оптимизация числа объектов, управляемых из одного центра; наделение органов власти и управления необходимыми ресурсами; географические факторы (размер территории, плотность населения, взаимное расположение и количество административно-территориальных образований в составе региона и др.), система функционального регулирования, система охраны и т. д.
Согласно вышеприведенной классификации региональных факторов, каждая социально-территориальная общность – регион может быть представлена как единое целое, состоящее из совокупности функциональных подсистем всех трех групп и связей между ними (см. рис. 7).
Рис. 7. Контурная схема описания региона
Линии на данной схеме показывают, скорее, не отношения между подсистемами, а их общую группировку. Все подсистемы линиями замкнуты в контуры. Жирными линиями обозначены основные функциональные контуры региональной системы.
Первый внешний, «рамочный» контур составляют управленческие и охранные подсистемы. Их основная функция – создание стабильной институциональной среды для функционирования всех остальных подсистем, оказание целенаправленных регулирующих и корректирующих воздействий в целях обеспечения регионального развития. В качестве основного приоритета их работы можно назвать повышения уровня жизни, материального благосостояния и безопасности жизни населения.
Во второй внешний контур входят подсистемы экономической сферы и «материального» обеспечения общественных нужд. Их основная задача – обеспечение основных региональных экономических процессов: производства, распределения и потребления продукции. Их функционирование определяется в большей степени свободным конкурентным взаимодействием собственников (владельцев) ресурсов и производителей, хотя для их производительного существования и развития необходимы стабильные институциональные экономические и политические условия, а значит, защита и регулирующее, корректирующее воздействие со стороны подсистем первого внешнего контура.
В первый центровой контур входят подсистемы обеспечения здоровья населения и социальной стабильности. Цели их функционирования связаны с созданием хотя бы минимально приемлемых условий для достойного существования всех членов социально-территориальной общности, поддержания их жизни и первичных насущных потребностей: в еде, жилье, одежде и т. п. Также их работа имеет своей задачей частичное перераспределение доходов для обеспечения возможности развития всех членов общества.
Второй центровой контур включает в себя подсистемы воспроизводства и развития культуры и науки. Одна из основных их функций – образование: создание условий для формирования цельных и способных к развитию личностей, сознательных и социально адаптированных членов общества. Вторая функция – подготовка специалистов, способных удовлетворить общественные потребности в рабочей силе и востребованных на рынке труда. Третья функция – создание среды для развития научных, культурных и прикладных (в том числе производственных) инноваций.
Центральными элементами системы являются:
демографическая подсистема, описывающая как население в целом, так и отдельных его представителей или их совокупности во всем многообразии их характеристик: этнических, социальных, экономических и пр.;
подсистема образования и культуры, характеризующая целостный механизм воспроизводства основных ценностных приоритетов человеческого общества с течением времени, их динамику, отвечающая за «включение» индивидов в определенные социально-территориальные общности, фактически – за «конструирование» общества и его подсистем.
Выделенные подсистемы образуют и ряд вспомогательных комплексов. Например, можно выделить контур обеспечения кадрового производственного потенциала региональной экономической системы (подсистемы образования и культуры, профессиональной подготовки и ресурсного обеспечения производства).
Подобный вариант структурно-функционального описания региональной системы, схожий с марксистской базисно-надстроечной концепцией, не является единственным. Весьма распространенным является описание региональной социально-территориальной системы как связной совокупности процессов регионального воспроизводства, образующих целостный комплекс на определенной территории.
Общественное воспроизводство можно охарактеризовать как системную совокупность экономических, социальных и политических процессов, связанных с формированием и развитием социально-культурного и социально-экономического потенциала общества, с созданием, распределением и потреблением общественных благ.
Региональный воспроизводственный процесс – подсистема общественного воспроизводственного процесса, отражающая специфику комплексного функционирования и развития воспроизводственных процессов на территории определенного региона.
Региональный воспроизводственный процесс реализуется как совокупность взаимосвязанных воспроизводственных циклов (см. рис. 8).
Рис. 8. Воспроизводственная схема описания региона166
Эти воспроизводственные процессы и выступают в качестве основного объекта регионального управления. Для межрегионального аспекта регионального управления центральными являются вопросы территориального разделения труда и функций, распределения государственных инвестиций и межрегиональной интеграции. Внутрирегиональный аспект общественного воспроизводства связан с формированием и поддержанием пропорций между внутренними элементами региональной социально-экономической системы и управлением их развитием. Эти два воспроизводственных аспекта неразрывно связаны между собой. Эффективность межрегионального воспроизводственного процесса зависит от эффективности внутрирегионального воспроизводства: даже самый идеальный вариант межрегионального распределения труда в стране может оказаться неэффективным, если на региональном уровне имеет место дисфункция воспроизводственных процессов.
Представление о регионе как о сложносоставном комплексе, состоящем из взаимосвязанных подсистем, лежит в основе выработки и реализации системного подхода к государственному региональному управлению. Представление о структуре региональной социально-экономической системы напрямую выражается в построении системы региональных властных и управленческих структур и выстраивании их иерархии. Структурирование региональной системы находит свое непосредственное отражение в формировании определяющего подхода к управлению региональной системой.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе