5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
В Российской Федерации Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 81 Конституции РФ). Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации РФ на первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий прежнего президента или в течение трех месяцев с момента досрочного прекращения его полномочий (п. 2 ст. 92 Конституции РФ); они осуществляются по единому федеральному округу, включающему всю территорию России. Выдвигать кандидатов могут группы избирателей (не менее 500 чел.) и партии (необходимо собрать 2 млн подписей избирателей, кроме партий, имеющих фракции в Думе). Избрание осуществляется абсолютным большинством от числа принявших участие в голосовании в первом туре или по простому большинству голосов во втором туре (в который выходят два кандидата, набравшие большее количество голосов в первом туре, если в нем не был выявлен победитель). Эти нормы установлены Федеральным законом № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.
Президент Российской Федерации вступает в должность на 30-й день после опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Он считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, что означает автоматическое прекращение пребывания в должности предыдущего президента. Торжественное вступление в должность нового президента называется инаугурацией и сопровождается присягой президента в присутствии членов парламента и судей Конституционного Суда РФ. Это установлено п. 2 ст. 82 Конституции РФ.
Текст присяги закреплен в п. 1 ст. 82 Конституции РФ: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Присяга отражает конституционный статус Президента, зафиксированный в ст. 80 Конституции РФ.
Тридцать дней между объявлением официальных итогов выборов и вступлением президента в должность предусмотрены для того, чтобы дать возможность новому главе государства подготовиться к новому статусу, а прежнему президенту – сдать дела. Для политика при вступлении на пост президента важными являются следующие условия136:
наличие заблаговременно составленного плана действий и грамотное освоение политического процесса;
наличие группы организованной передачи власти, в которую входят представители команд прежнего и нового президента;
грамотная кадровая политика;
установление дипломатичных рабочих отношений с прежним президентом;
деловое, прагматичное отношение к Федеральному Собранию, отсутствие нацеленности на конфронтацию.
Особенный случай представляет статус исполняющего обязанности Президента Российской Федерации. Он может быть приведен к должности в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента Российской Федерации.
Статус и специфика положения и.о. Президента РФ описаны в п. 3 ст. 92 Конституции РФ. Исполняющим обязанности Президента Российской Федерации становится председатель Правительства Российской Федерации. В отличие от президента исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Все остальные полномочия Президента РФ и. о. Президента РФ исполняет в полном объеме. На основании п. 2 ст. 92 Конституции РФ полномочия и.о. президента ограничиваются временем, необходимым для выборов нового президента, которые назначаются не позднее чем через трехмесячный срок.
В мире существуют и другие варианты замещения президента в случае преждевременного прекращения исполнения им своих полномочий. Кроме премьер-министра в качестве исполняющего обязанности президента может выступать вице-президент, председатель парламента или одной из его палат. Иные должностные лица могут назначаться исполняющими обязанности президента только в случае, если трое указанных выше должностных лиц по тем или иным причинам не могут приступить к исполнению его обязанностей. Любопытно, что в некоторых странах (например, в США) досрочных выборов не проводят, исполняющий обязанности президента остается в должности на весь конституционный срок прекратившего исполнение своих обязанностей президента и обладает всеми его полномочиями. Впрочем, такая модель наиболее пригодна для устойчивой демократии, в молодой демократии она может стать инструментом вневыборной узурпации власти на долгое время.
В отличие от монарха президент, как должностное лицо, несет ответственность за результаты своей деятельности. Однако существуют определенные ограничения этой ответственности, связанные с неприкосновенностью президента. Он в полной мере подлежит только гражданской ответственности, частично – уголовной и совсем не подлежит ответственности административной. В действительности против президента выдвигаются обвинения только за тяжкие преступления: государственную измену, взяточничество и т. д.137
Существуют различные формы ответственности президента:
Импичмент. Осуществляется парламентом и заключается в досрочном прекращении полномочий президента вследствие парламентского суда над ним. В двухпалатном парламенте выдвижение обвинения, как правило, относится к прерогативам нижней палаты, а принятие решения об отрешении президента от должности – к прерогативам верхней палаты. В однопалатном парламенте оба решения принимает парламент, но последнее – особым большинством голосов. В процессе импичмента могут быть задействованы другие органы государственной власти.
Предание Конституционному Суду. В этом случае решение об отрешении президента от должности принимает Конституционный Суд, а предает президента суду парламент.
Предание особому суду. Такой суд может быть специально создан парламентом для этой цели.
Смещение на референдуме. Может быть инициирован всенародный референдум о недоверии президенту.
Смещение парламентом. В ряде государств президент может быть смещен парламентом за действия против демократии и целостности государства без парламентского суда (импичмента) особым большинством голосов138.
В результате отрешения от власти президент становится гражданским лицом и может быть подвержен суду на общих основаниях, за исключением тех случаев, когда на него распространяются гарантии неприкосновенности.
Кроме того, досрочное прекращение президентом его полномочий может быть следствием добровольной или вынужденной отставки президента.
В Российской Федерации президент обладает неприкосновенностью (ст. 91). Он не может быть подвергнут суду до прекращения исполнения им своих полномочий. Досрочное прекращение исполнения президентом полномочий может наступить на основании его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия или в результате отрешения от должности (п. 2 ст. 92 Конституции РФ).
Единственной формой отрешения Президента от должности в России является импичмент. Основанием для импичмента является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или другом тяжком преступлении двумя третями от общего состава депутатов (по инициативе не менее трети депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой). После выдвижения обвинения в трехмесячный срок должно быть получено заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях президента состава преступления и заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и принято решение Совета Федерации об отрешении президента от должности двумя третями голосов членов СФ (ст. 93 Конституции РФ). В случае если решение об отрешении не будет принято в трехмесячный срок, обвинение считается отклоненным (п. 3 ст. 93 Конституции РФ).
В настоящее время в истории российского государственного управления есть только один президент, прекративший исполнение своих полномочий (Б. Н. Ельцин). На основании федерального закона он обладает пожизненной неприкосновенностью, но вопрос о распространении этой практики на последующих президентов-отставников остается открытым.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе