logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации

В Российской Федерации Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 81 Конституции РФ). Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации РФ на первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий прежнего президента или в течение трех месяцев с момента досрочного прекращения его полномочий (п. 2 ст. 92 Конституции РФ); они осуществляются по единому федеральному округу, включающему всю территорию России. Выдвигать кандидатов могут группы избирателей (не менее 500 чел.) и партии (необходимо собрать 2 млн подписей избирателей, кроме партий, имеющих фракции в Думе). Избрание осуществляется абсолютным большинством от числа принявших участие в голосовании в первом туре или по простому большинству голосов во втором туре (в который выходят два кандидата, набравшие большее количество голосов в первом туре, если в нем не был выявлен победитель). Эти нормы установлены Федеральным законом № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.

Президент Российской Федерации вступает в должность на 30-й день после опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Он считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, что означает автоматическое прекращение пребывания в должности предыдущего президента. Торжественное вступление в должность нового президента называется инаугурацией и сопровождается присягой президента в присутствии членов парламента и судей Конституционного Суда РФ. Это установлено п. 2 ст. 82 Конституции РФ.

Текст присяги закреплен в п. 1 ст. 82 Конституции РФ: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Присяга отражает конституционный статус Президента, зафиксированный в ст. 80 Конституции РФ.

Тридцать дней между объявлением официальных итогов выборов и вступлением президента в должность предусмотрены для того, чтобы дать возможность новому главе государства подготовиться к новому статусу, а прежнему президенту – сдать дела. Для политика при вступлении на пост президента важными являются следующие условия136:

  1. наличие заблаговременно составленного плана действий и грамотное освоение политического процесса;

  2. наличие группы организованной передачи власти, в которую входят представители команд прежнего и нового президента;

  3. грамотная кадровая политика;

  4. установление дипломатичных рабочих отношений с прежним президентом;

  5. деловое, прагматичное отношение к Федеральному Собранию, отсутствие нацеленности на конфронтацию.

Особенный случай представляет статус исполняющего обязанности Президента Российской Федерации. Он может быть приведен к должности в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента Российской Федерации.

Статус и специфика положения и.о. Президента РФ описаны в п. 3 ст. 92 Конституции РФ. Исполняющим обязанности Президента Российской Федерации становится председатель Правительства Российской Федерации. В отличие от президента исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Все остальные полномочия Президента РФ и. о. Президента РФ исполняет в полном объеме. На основании п. 2 ст. 92 Конституции РФ полномочия и.о. президента ограничиваются временем, необходимым для выборов нового президента, которые назначаются не позднее чем через трехмесячный срок.

В мире существуют и другие варианты замещения президента в случае преждевременного прекращения исполнения им своих полномочий. Кроме премьер-министра в качестве исполняющего обязанности президента может выступать вице-президент, председатель парламента или одной из его палат. Иные должностные лица могут назначаться исполняющими обязанности президента только в случае, если трое указанных выше должностных лиц по тем или иным причинам не могут приступить к исполнению его обязанностей. Любопытно, что в некоторых странах (например, в США) досрочных выборов не проводят, исполняющий обязанности президента остается в должности на весь конституционный срок прекратившего исполнение своих обязанностей президента и обладает всеми его полномочиями. Впрочем, такая модель наиболее пригодна для устойчивой демократии, в молодой демократии она может стать инструментом вневыборной узурпации власти на долгое время.

В отличие от монарха президент, как должностное лицо, несет ответственность за результаты своей деятельности. Однако существуют определенные ограничения этой ответственности, связанные с неприкосновенностью президента. Он в полной мере подлежит только гражданской ответственности, частично – уголовной и совсем не подлежит ответственности административной. В действительности против президента выдвигаются обвинения только за тяжкие преступления: государственную измену, взяточничество и т. д.137

Существуют различные формы ответственности президента:

  1. Импичмент. Осуществляется парламентом и заключается в досрочном прекращении полномочий президента вследствие парламентского суда над ним. В двухпалатном парламенте выдвижение обвинения, как правило, относится к прерогативам нижней палаты, а принятие решения об отрешении президента от должности – к прерогативам верхней палаты. В однопалатном парламенте оба решения принимает парламент, но последнее – особым большинством голосов. В процессе импичмента могут быть задействованы другие органы государственной власти.

  2. Предание Конституционному Суду. В этом случае решение об отрешении президента от должности принимает Конституционный Суд, а предает президента суду парламент.

  3. Предание особому суду. Такой суд может быть специально создан парламентом для этой цели.

  4. Смещение на референдуме. Может быть инициирован всенародный референдум о недоверии президенту.

  5. Смещение парламентом. В ряде государств президент может быть смещен парламентом за действия против демократии и целостности государства без парламентского суда (импичмента) особым большинством голосов138.

В результате отрешения от власти президент становится гражданским лицом и может быть подвержен суду на общих основаниях, за исключением тех случаев, когда на него распространяются гарантии неприкосновенности.

Кроме того, досрочное прекращение президентом его полномочий может быть следствием добровольной или вынужденной отставки президента.

В Российской Федерации президент обладает неприкосновенностью (ст. 91). Он не может быть подвергнут суду до прекращения исполнения им своих полномочий. Досрочное прекращение исполнения президентом полномочий может наступить на основании его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия или в результате отрешения от должности (п. 2 ст. 92 Конституции РФ).

Единственной формой отрешения Президента от должности в России является импичмент. Основанием для импичмента является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или другом тяжком преступлении двумя третями от общего состава депутатов (по инициативе не менее трети депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой). После выдвижения обвинения в трехмесячный срок должно быть получено заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях президента состава преступления и заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и принято решение Совета Федерации об отрешении президента от должности двумя третями голосов членов СФ (ст. 93 Конституции РФ). В случае если решение об отрешении не будет принято в трехмесячный срок, обвинение считается отклоненным (п. 3 ст. 93 Конституции РФ).

В настоящее время в истории российского государственного управления есть только один президент, прекративший исполнение своих полномочий (Б. Н. Ельцин). На основании федерального закона он обладает пожизненной неприкосновенностью, но вопрос о распространении этой практики на последующих президентов-отставников остается открытым.