logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.1.1. Формирование древнерусского государства

Наиболее ранние упоминания о существовании у восточных славян властных институтов относятся к середине IX в. В «Повести временных лет» сообщается, что в 6370 г. от сотворения мира (862 г. н. э.) среди славянских племен, избавившихся от уплаты дани варягам, началась усобица, для предотвращения которой на Русь были приглашены княжить три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. На основании этого некоторыми исследователями был сделан вывод о том, что государственность была привнесена на Русь извне. Они предположили, что русы были норманнским племенем, закрепившимся на территории расселения славянских племен и подчинившим их своей власти (так называемая «норманнская теория»). В противоположность ей другие ученые выдвинули антинорманнскую теорию, согласно которой предками русов являются роксоланы, жившие на берегах Черного моря. Нельзя определенно судить, какая из версий происхождения государства на Руси верна.

В «Повести временных лет» названы четырнадцать племенных объединений древних славян: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, волоняне, бужане, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты и ильменские словене. Каждое из этих объединений включало в себя несколько десятков отдельных племен; племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало определенную территорию. Союзы племен возглавлялись князьями и родовой знатью, высшим органом управления было вече (народное собрание), на котором решались важнейшие вопросы совместного ведения. Военная структура была сложной: существовало народное ополчение, собираемое и предоставляемое под управление князя на время войны отдельными племенами, и княжеская дружина, преданная князю лично75.

К середине IX в. военное противостояние между союзами племен привело к относительному усилению двух из них и образованию двух центров формирования древнерусской государственности: Киева и Новгорода. Легендарная история призвания Рюрика (862–879) заканчивается походом его преемника, князя Олега (879–912), на юг, в ходе которого в 882 г. Киев был захвачен и подчинен новгородской династии. Однако Киев обладал гораздо более выгодным стратегическим положением: он находился в середине русских земель, на торговом пути «из варяг в греки». По этой причине столица победившей династии была перенесена именно в Киев. В политическом отношении это событие ознаменовало завершение подготовительного периода развития отечественной государственности и стало прологом формирования централизованного государства на Руси. Закрепившись у власти, потомки Рюрика основали первую княжескую династию.

Складывающая на заре существования древнерусского государства система государственного управления базировалась на договоре между князем и вече. Традиция таких договоров восходит к племенной истории славян и получает закрепление в период существования племенных союзов.

Ключевые стратегические решения – вопросы войны и мира, обороны, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые вопросы, денежные сборы – принимались всем взрослым свободным мужским населением города (поселения) и прилегающих поселений (слобод)76. Первоначально вече обладало высшей законодательной и судебной властью в поселении, передавая исполнительные функции совету, в состав которого входили «лучшие люди» (патриархат, старейшины). Уже в XI в. значение вече постепенно начинает ослабевать, оно приобретает все более формальные черты, вся полнота контроля над ним сосредотачивается в руках старейшин. Только в Новгородской и Псковской землях вече продолжает доминировать на протяжении всего периода феодальной раздробленности до начала формирования централизованного государства под властью московских князей.

Дружина князя – профессиональная часть древнерусской армии, подчиненная непосредственно князю и связанная с ним узами личной преданности – делилась на старшую, состоявшую из опытных воинов, и младшую, в которую входили боярские дети начиная с 12 лет. Верхушка старшей дружины именовалась боярством. Эти три категории дружинников имели различный статус, разную долю в добыче, авторитет и влияние на князя. С дружинниками князь решал вопросы о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей.

Как мы видим, вопросы, входящие в компетенцию вече и князя, частично совпадали; каждый из них решал их в отношении своего объекта управления: вече – для жителей, а князь – для дружины. Общее решение возникало при согласии этих органов власти. Институты раннефеодальной монархии существовали параллельно с органами вечевой демократии.

Для содержания княжеского двора и властного аппарата управления собирались налоги. Система регулярных сборов денег с населения (полюдье) приходит на смену откровенному грабежу, который практиковали первые князья, по мере того как отдельные союзы племен признавали над собой их власть.

Постепенно из дружинников и зависимых от князя людей начинает формироваться княжеская администрация, важнейшими должностями в которой были наместники и волостели, управлявшие городами и селами и «кормившиеся» за их счет. Жалования такие управители не получали. По сути дела, на Руси складывается система дворцово-вотчинного управления, в которой власть разделяется между крупнейшими земельными собственниками, а государство начинает представлять систему земельных наделов77.

Владимир Святославович (980–1015) последовательно провел две религиозные реформы, стремясь обеспечить культовое и идеологическое единство государства. Централизация языческого культа была осуществлена им уже в 980 г. Христианство же могло идеологически обосновать самодостаточность княжеской власти и обеспечить тесные контакты с Византией. По этой причине в 988 г. была осуществлена христианизация Руси. С этого момента начинается становление церковной организации, ставшей одним из оснований отечественной государственности. Владимир упраздняет последние племенные княжения, рассадив на все столы своих сыновей, и уничтожает остатки вечевой демократии. Церковные нормы брачно-семейных отношений, церковный устав, правила христианской нравственности, список преступлений против церкви – система этих представлений, сложившаяся в Византии, становится основой системы отношений на Руси.