logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи

В первые годы правления императора Николая II (1894–1917) система государственного управления Российской империи сохранилась практически в неприкосновенности. Радикальному изменению она была подвергнута в 1905 г. в результате общественного недовольства, вылившегося в первую русскую революцию. До этого значительные изменения коснулись только управления экономикой. В результате реформ С. Ю. Витте была построена эффективная система непрямого управления общественным хозяйством. При помощи налоговой политики этот министр смог стимулировать экспорт российской продукции, за счет перехода от прямых налогов к косвенным значительно пополнил государственный бюджет. В 1897 г. с введением «золотого стандарта» рубль стал конвертируемой валютой. Железные дороги были выкуплены казной, активно привлекался в российскую экономику иностранный капитал. Делались первые попытки разрушить крестьянскую общину и дать крестьянам собственнические прерогативы.

После революции 1905 г. Николай II соглашается создать в России представительный орган государственной власти с законодательными функциями. Государственная Дума собиралась по сословному признаку, выборы в нее носили многоступенчатый характер. Она стала нижней палатой российского парламента, а в качестве верхней палаты функционировал Государственный совет, наполовину назначаемый императором, а наполовину избираемым от пяти корпораций (земство, дворянство, торгово-промышленные комитеты, православное духовенство, Академия наук и университеты). Закон должен был быть последовательно утвержден обеими палатами и царем; все стороны приобретали, таким образом, право вето. Совет министров становился координирующим министерства органом, подконтрольным только императору, и приобрел право законодательной инициативы. Сенат, Синод и императорские канцелярии сохранились вне сложившейся системы распределения власти.

Первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня, вторая – 102 дня, в интервалах между их роспуском и избранием император владел правом единоличного издания законов, чем и пользовался для противодействия засевшему в Думе левому большинству, подталкивающему государство к дезорганизации и анархии.

Только третья Государственная Дума, избранная по измененному регламенту, оказалась способной на конструктивное сотрудничество с властями. Именно к периоду ее существования (1907–1912) относится принятие основных законов, обеспечивших поступательное развитие российского общества, прерванное Первой Мировой войной. Столыпинская аграрная реформа освободила крестьянство от власти общины и вывела из состояния кризиса сельское хозяйство, но результатам этой деятельности не суждено было реализоваться.

Во время войны управление государством значительно изменилось. Вся полнота власти перешла к руководству военных округов и генерал-губернаторам, что практически полностью парализовало губернскую систему управления. Император, взявший на себя командование войсками, фактически устранился от управления государством, что привело к «чехарде министров» в ведущих ведомствах и, как следствие, потере Советом министров управления над страной. Два надежнейших механизма управления государством фактически не функционировали. Вместо этого в условиях чрезвычайного положения были созданы военно-промышленные комитеты, регулировавшие различные сферы жизни государства в интересах фронта. Обилие этих комитетов вносило дополнительную дезорганизацию.

К тому времени достаточно большие полномочия получили автономные региональные образования в составе Российской империи. Во время войны их органы власти стали источниками сепаратизма. Довершающим аккордом государственного развала стал роспуск четвертой Государственной думы, последовавший 25 февраля 1917 г.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные черты абсолютизма.

  2. Какую роль в Российской империи при Петре I играл Сенат?

  3. Какую цель преследовал Петр I, проводя губернскую реформу?

  4. Назовите основные реформы, осуществленные Екатериной II.

  5. Какое значение имело создание министерств при Александре I?

  6. Какова роль Николая I в формировании единого имперского законодательства?

  7. В чем причины реформ Александра II?

  8. Какую роль играла Государственная Дума в предреволюционной России?

Задания для углубленного изучения:

  1. Почему Петр I не смог решить проблему злоупотреблений губернаторов?

  2. Почему за смертью Петра I последовала политическая нестабильность?

  3. Проанализируйте причины кризиса системы государственного управления в Российской империи начала XX в.