logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»

Несмотря на то что понятия «регион» и «район» являются центральными для сферы государственного регионального управления, часто однозначное понимание сущностных свойств, лежащих в основе выделения районов и регионов, отсутствует. Между этими понятиями часто ставится знак равенства, если не прямо, то исходя из контекста словоупотребления.

В целом понятие «регион» может считаться более общим по отношению к понятию «район». В силу этого остановимся на следующих определениях.

Данные определения, являясь наиболее общими, позволяют достаточно полно обозначить сущностные признаки понятий, не сужая необоснованно их смысла. В целом понятия «регион» и «район» схожи, но обычно слово «район» употребляется применительно к устоявшимся названиям конкретных территориальных единиц (административный район, экономический район и т. д.).

Понимание региона как культурной и политико-экономической общности, обладающей своими специфическими правами, отражено в Декларации о регионализме в Европе. Понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства»165. В понимании региона в Европейском союзе просматривается явный акцент на восприятие регионов не как социально-географических объектов, а как субъектов регионального политического процесса.

Нужно указать на то, что подобная трансформация понятия «регион» наблюдается не только в рамках Евросоюза, но и по всему миру вследствие изменения взглядов на региональное управление и региональную политику. Это постепенно дифференцирует «регион» от «района».

В государственном управлении при выработке мер государственно-властного воздействия используются различные способы структурирования территории страны на районы, регионы. В зависимости от сферы и целей государственного управленческого воздействия определяется административно-территориальное деление страны, схема экономического районирования, формируются различные специализированные сетки регионов, районов.

Например, в соответствии с Общероссийским классификатором экономических регионов ОК 024 – 095 применительно к государственному управлению в России выделяют следующие варианты районирования:

Федеративное государство в сравнении с унитарным обладает важной особенностью. В нем одновременно сосуществуют, по крайней мере, два уровня государственного управления: общегосударственный (федеральный) и региональный (субъектов федерации). Региональный фактор в федерации приобретает особый смысл. Он становится одним из способов формирования децентрализованного механизма реализации государственной власти с целью его приближения к непосредственному объекту управления (гражданам страны) и концентрации усилий за счет разграничения полномочий между уровнями власти. Формирование системы регионального самоуправления в федеративном государстве позволяет освободить центральное правительство от тех полномочий, которые оно не может эффективно осуществлять в силу своей географической удаленности. В первую очередь эти функции и принимают на себя органы субъектов федерации.