logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти

Организация исполнительной власти, таким образом, может быть подвергнута следующей классификации. Главным и основополагающим признаком, на базе которого можно строить соотношения между формами организации исполнительной власти, следует считать признание государственной системой принципа разделения властей. Если в государственном управлении принцип разделения властей используется и выступает в качестве фундаментального основания системы, то мы можем говорить о демократической организации исполнительной власти, в противном же случае мы имеем дело с недемократической ее организацией.

В демократической исполнительной власти существуют ограничения, традиционно задаваемые законодательными органами власти. В недемократической исполнительной власти таких рамок не существует, исполнительная власть безусловно подчиняет себе законодательную и приспосабливает ее к своим целям.

В рамках демократической организации исполнительной власти можно выделить три формы, которые различаются на основании преобладания конкретных механизмов организации власти в стране и соподчинения основных фигур в системе исполнительной власти: президента (монарха) и премьер-министра (главы правительства). На основании этого можно выделить президентские (ограниченные президентские), парламентские (с доминированием премьер-министра) и дуалистические республики. В парламентских республиках общий баланс между ветвями власти чуть более смещен в сторону законодательной власти, а в президентских – в сторону исполнительной.

Эти формы имеют свои достоинства и недостатки. Парламентская форма подразумевает большую ответственность власти перед обществом и более быструю обратную связь между ними, более гибкую реакцию общества на неадекватные действия исполнительных властей, а поэтому она является более демократичной. Но в больших государствах, особенно многонациональных, в странах, где присутствует слишком много политических интересов, могущих быть представленными в парламенте, подобная форма власти не может обеспечить политическую стабильность в долгосрочной перспективе, особенно в странах молодой демократии, где политическая культура общества еще не сформировалась окончательно. Поэтому для таких государств форма ограниченной президентской республики значительно более целесообразна.

Промежуточная дуалистическая модель не может быть признана успешной, так как требует значительной политической культуры, а в период общественной нестабильности скорее ослабляет государство, чем усиливает его. Чаще всего она используется для перехода от одного основного типа республики к другому.

В недемократических государствах можно выделить формы с преимущественно коллегиальным управлением, в которых реальная вертикаль власти существует параллельно с официально декларируемой и зачастую при наличии формально демократических инструментов управления контроль правящей верхушки над обществом обеспечивается существованием мощной иерархически организованной группы, из членов которой и подбираются кадры для органов исполнительной власти. Конкретных форм здесь две (в зависимости от того, каков характер группы, управляющей обществом): коммунистическая и военная.

Существуют и формы с преимущественно индивидуальным управлением, когда вся полнота власти принадлежит одному человеку, который и осуществляет управление государством. При этом он может опираться на партию, созданную для проведения его воли в законодательном органе власти; армию – для подавления оппозиции; средства массовой информации, контролируемые правительством; религию или национальные интересы; но все они служат лишь инструментами для проведения единовластия и не представляют системообразующей силы. При абсолютизме глава государства определяется путем традиционного наследования власти, а при неограниченной президентской форме (хотя лидер не обязательно называется президентом) – путем ее захвата.

Контрольные вопросы:

        1. Какую роль играет в обществе исполнительная власть?

        2. Каковы формы исполнительной власти?

        3. Назовите основные черты парламентской формы организации исполнительной власти.

        4. Какие особенности характеризуют ограниченную президентскую форму организации исполнительной власти?

        5. Когда чаще всего возникает дуалистическая форма организации исполнительной власти?

        6. Как соотносится государственная и партийная система органов управления в коммунистических государствах?

        7. В чем специфика неограниченных президентских республик?

        8. Чем характеризуется исполнительная власть при абсолютистской форме ее организации?

        9. Как различаются формы исполнительной власти в демократических и недемократических государствах?

Задания для углубленного изучения:

              1. Проанализируйте различие положения главы государства в парламентской и ограниченной президентской формах организации исполнительной власти.

              2. Почему дуалистическая форма организации исполнительной власти встречается сравнительно редко и считается не очень эффективной?