2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
Современный процесс развития форм государственного устройства и территориально распределенных механизмов государственного управления характеризуется следующими тенденциями.
В государственном управлении возрастает роль местных сообществ и территориальных коллективов, региональных властей, что выражается в постепенном росте объема политических прав и хозяйственной самостоятельности в решении «местных» вопросов до уровня, который позволяет реализовать собственные подходы к управлению региональным социально-экономическим и социально-культурным развитием. Эта тенденция реализуется как совокупность процессов автономизации, федерализации и регионализации и носит двоякий характер.
С одной стороны, происходит наделение внутригосударственных административно-территориальных и политико-территориальных образований все большими возможностями по управлению собственной социально-экономической и культурной жизнью. Особенно рельефно это проявляется в унитарных государствах. Применительно к некоторым из них даже используется термин «региональное государство»34 (практически – как название соответствующей новой формы государственного устройства).
К числу таких государств относят Испанию, Италию, Великобританию. Активно процессы предоставления все более широких прав региональным и местным властям протекают во Франции, Японии, КНР. Весьма децентрализованной при закрепленном унитарном государственном устройстве является Южно-Африканская республика.
В качестве наиболее ярких и часто упоминаемых примеров формирования «регионального государства» называют Испанию и Италию. Можно утверждать, что по ряду позиций автономные области этих стран обладают даже более обширными полномочиями, нежели субъекты некоторых федераций (Индии, Австрии).
В Италии основы развития автономии региональных и местных властей заложены в конституции 1947 г., в которой, помимо автономного статуса областей, получили закрепление вопросы их компетенции, по которым власти областей могут законодательствовать. Начиная с этого времени нынешние 20 областей страны получили значительные объемы полномочий, а также возможность участвовать в принятии общегосударственных решений: с 1980 г. функционирует конференция «государство – регионы», собираемая два раза в месяц, одна из главных задач которой – подготовка согласованных предложений по проекту государственного бюджета.
Каждая область имеет свой устав – статут, принимаемый областным советом и утверждаемый законом республики (для пяти областей – конституционным законом). Областям гарантируется и финансовая автономия.
Территориально области делятся на провинции и коммуны, которые также обладают самостоятельностью, значительно расширившейся после принятия закона об устройстве местных автономий в 1990 г. Согласно ему местные автономии получили статус, схожий со статусом областей, но в пределах обозначенного для них круга вопросов. В частности, и провинции, и коммуны теперь имеют собственные статуты, принимаемые местными советами.
Так же, как и в Италии, вся территория Испании разделена на автономные региональные образования: 52 провинции объединены в 17 автономных областей, которые обладают достаточно широким спектром полномочий. Не все из них имеют одинаковую природу. В частности, выделяются «исторические области» и «национальные области».
В каждом автономном регионе есть свое правительство и парламент. Представители от парламента каждой области, а также работники муниципалитетов заседают в верхней палате законодательного органа страны – генеральных кортесов.
Административная автономизация страны сопровождалась делегированием регионам различных прав и полномочий. Наиболее впечатляющими в 1970–1990-е гг. были темпы финансовой децентрализации. Испания, не обладая федеративным устройством, вошла в группу наиболее децентрализованных стран мира. Этот процесс продолжается. Например, с марта 1996 г. по декабрь 1999 г. правительством правящей Народной партии в сферу полномочий автономных сообществ был передан 271 вопрос (главным образом в налоговой сфере, здравоохранении, образовании).
В целом динамика взаимоотношений между центром и регионами в Испании имеет тенденцию к наращиванию федеративных элементов в государственном устройстве. Правящая элита страны (независимо от партийной принадлежности) исходит из необходимости постоянной коррекции разделения властных полномочий, модификации финансовых взаимоотношений с автономиями, ориентации не просто на расширение их прав, но на передачу ответственности за функционирование важнейших социально-экономических сфер на местный уровень.
Подобная регионализация страны соответствует меняющимся условиям функционирования современного европейского государства и общества в рамках Европейского союза, где часть полномочий национальных государств переходит на общеевропейский уровень, а часть перераспределяется между центром и регионами, в том числе с учетом требований Евросоюза. Вместе с тем модернизация национального государства в Западной Европе (включая Испанию) не означает его тотального ослабления. Происходит приспособление государственного механизма к новым, более гибким формам властного регулирования ключевых общественных и финансово-экономических процессов.
Говоря о развитии автономий в Испании и Италии, процесс характеризуют как федерализацию.
Федерализация – это формирование распределенной системы государственной власти в унитарном государстве с высоким уровнем самостоятельности внутригосударственных территориальных образований и их активным участием в управлении страной в целом.
XIX и XX вв. были отмечены активным внедрением в практику государственного управления федеративных политико-территориальных конструкций публичной власти. Большинство современных федераций появились совсем недавно, причем их власти сознательно избрали федеративную форму государственного устройства как наилучшим образом соответствующую современным реалиям мирового политического развития и внутренним условиям и потребностям страны (недавний пример – Судан). При относительно небольшом количестве федераций существует множество вариантов федеративного устройства, что подтверждает его высокую гибкость.
Другая сторона процессов регионализации и федерализации – объединение государств в рамках региональных международных организаций и региональных союзов. Здесь снова уместен пример Европейского союза, который постепенно продвигается по пути создания единого федеративного государства.
Трансформация государственного устройства современных стран имеет в своей основе глубокое теоретическое переосмысление принципов создания децентрализованных, но единых систем публичного управления. Результатом этого процесса становится эволюция их содержания: например, развитие принципов автономии и самоуправления, ведущее на практике к формированию «государства автономий».
Важным результатом следует назвать формулировку принципа субсидиарности.
Впервые официально он был употреблен в 1975 г. в заключении Комиссии по Евросоюзу. В 1984 г. по предложению Европейского парламента субсидиарность стала рассматриваться как один из важнейших принципов Европейского сообщества.
Субсидиарность – принцип децентрализации властных полномочий, согласно которому каждый уровень публичной власти должен обладать теми полномочиями, которые он в состоянии исполнять.
Основное следствие, выводимое из принципа субсидиарности, таково: не имеет смысла распределять полномочия в пользу более высокого уровня публичной власти (центральных властей), если они могут эффективно исполняться и на более низком территориальном уровне публично-властной иерархии.
Таким образом конструируется вертикально распределенная система государственного управления. В ее рамках происходит не только взаимодействие различных уровней власти, функционирующих на основе принципов разделения и делегирования предметов ведения и полномочий, но и дополнение ими друг друга (отсюда и название – «субсидиарность»).
В этой связи принцип субсидиарности был развит положением о взаимной помощи и ответственности уровней власти друг перед другом в рамках их общей ответственности перед народом. Если ресурсов одного из уровней власти недостаточно для осуществления полномочий, которые он мог бы в противном случае наилучшим образом реализовывать, то структуры другого властного уровня должны их предоставить. Такая обязанность помощи формулируется обычно в отношении органов власти более высокого уровня территориальной иерархии в государстве. Кроме того, в таком прочтении принцип субсидиарности применим как один из принципов делегирования полномочий: обязанность делегирующей инстанции обеспечить их материально или предусмотреть возможности такого обеспечения.
Наиболее широкое развитие принцип субсидиарности получил в праве Евросоюза, но следует сказать, что он находит конституционное закрепление и на уровне национальных государств: в 1992 г. в конституцию Германии была внесена статья, закрепляющая принцип субсидиарности в качестве одного из конституционных принципов.
Процесс развития государственно-властных институтов не стоит на месте. Глобализация и развитие мирового сообщества побуждают современные государства искать наиболее эффективные способы организации своих публично-властных институтов с целью формирования конкурентоспособных в мировом политическом и экономическом пространстве социальных систем. И здесь все чаще предпочтение отдается децентрализованным формам организации политико-территориального пространства страны. Их основными преимуществами оказываются:
возможность учета особенностей существующих в границах государства политико-территориальных общностей и формирования для них наиболее подходящих публично-властных механизмов;
разгрузка центрального правительства от бремени излишнего количества функций (а значит – повышение эффективности исполнения оставшихся);
возможность направить местный сепаратизм в русло конструктивного общения (а может быть даже и предотвратить распад государства под влиянием центробежных тенденций и периферийного национализма);
приближение государственного управления к объекту и основному источнику государственной власти – народу.
Поэтому и в дальнейшем, вероятно, следует ожидать развития территориально распределенных механизмов государственного управления в отдельных национальных государствах и формирования консолидированных региональных сообществ конфедеративного типа.
Контрольные вопросы:
Что такое территориальный коллектив?
Какие формы автономий существуют сегодня? Каковы особенности их статуса?
Опишите дуалистический и кооперативный характер размежевания предметов ведения в федеративном государстве.
Назовите основные варианты разграничения полномочий федерации и ее субъектов.
На какие группы можно разделить федеративные государства с точки зрения уровня централизации/децентрализации власти?
Какие существуют способы федерального контроля за государственно-управленческой деятельностью субъектов федерации?
Каковы основные тенденции трансформации политико-территориального устройства современных государств?
Задания для углубленного изучения:
Охарактеризуйте важнейшие аспекты регионализации в современном мире.
Как связаны процессы глобализации мирового сообщества и тенденции к децентрализации политико-территориального устройства государства?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе