logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.

В конце 1980-х гг. накопившиеся социально-экономические проблемы привели к взрывному нарастанию экономического и политического кризиса в стране, результатом чего стало провозглашение политики обновления и перестройки социально-экономической системы государства.

При этом в проведении реформ руководство страны, однозначно отказываясь от сложившейся практики управления и признавая необходимость реформирования системы общественных отношений, не сформировало четкого представления о том, каковы основные этапы реформы и как она будет осуществляться.

В региональной политике в период Перестройки выделялись три направления168:

  1. решение межотраслевых региональных проблем;

  2. перестройка хозяйства старопромышленных районов с целью модернизации уже сложившихся индустриальных ареалов;

  3. создание новых межотраслевых территориально-производственных образований, в том числе на основе совместных предприятий с иностранными фирмами.

Предполагалось укрепление планирования и управления за счет разгрузки центральных руководящих органов и учреждений от излишнего объема функций, увеличение уровня самостоятельности регионов в принятии хозяйственных решений и переход от административных методов к методам экономического стимулирования.

Популярной стала концепция «регионального хозрасчета»: экономической самодостаточности территорий по аналогии с отдельным предприятием. Однако такой подход на деле оказался не вполне удачным, приведя к обособлению региональных социально-экономических систем. А распад СССР вызвал разрушение множества народнохозяйственных связей между отдельными территориями бывшего Союза. В результате значительная социально-экономическая дифференциация районов страны только обострилась.