1.3.7. Типы режимов и организация власти
Можно условно разделить всю совокупность рассматриваемых стран, относящихся к восьми типам политических систем (систем управления), на три основные группы:
демократические государства (к которым относятся либеральные и молодые демократии);
диктаторские государства (коммунистические, национал-социалистические, авторитарно-националистические, военно-авторитарные и исламско-националистические);
абсолютистские государства.
Критерием такого разделения является отношение к представительному народовластию. Демократические государства признают его в полной мере или частично, государства абсолютистские полностью отвергают, а государства диктаторские, при формальном признании принципов народовластия, пытаются на практике преодолеть их.
Именно в этом причины принципиальной нестабильности авторитарных режимов, кроме тех из них, которые могут опираться на религиозные основания (исламский авторитаризм). Военный авторитаризм наименее жизнеспособен, так как даже в демократических странах периодически возникают военные диктатуры, которые могут как способствовать общественному прогрессу (Аугусто Пиночет в Чили), так и, наоборот, привести государство к глубокому экономическому и политическому кризису (Эррера Торрихос в Панаме).
Наиболее устойчивыми в этом отношении являются коммунистические диктатуры, так как они опираются на коллегиальное руководство и имеют солидную идейную базу, которая может быть использована для идеологической обработки общества. Национал-социалистические страны и авторитарно-националистические занимают в этом спектре промежуточное положение.
Надо отметить, что тенденция распределения государств по типам режимов за последние годы оправдывает подобное мнение. В 1989 г. 83 государства могли быть обозначены как демократические, в настоящее время их уже 145, что составляет ¾ от всех государств мира. В 1989 г. 37 государств обладали работающими однопартийными авторитарными режимами, чья устойчивость не подвергалась сомнению, в 1995 г. этих государств стало всего 13. За период от 1995 до 1998 г. еще одно государство перешло от диктатуры к демократии (Филиппины). Молодыми демократиями стали авторитарные режимы в Гамбии, Индонезии, Сьерра-Леоне, Либерии, Нигерии. Авторитарными режимами стали режимы молодой демократии в следующих странах: Белоруссия, Республика Конго, Джибути, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Нигерия, Коморские острова, Тунис. Укрепляются режимы личной власти в Демократической республике Конго и Бурунди. В свою очередь, первые признаки либерализации обнаружились в Алжире, Кении, Танзании.
После крушения Советского Союза подавляющее большинство стран социалистического лагеря перешли в разряд молодых демократий, что привело к мощной волне демократизации. Именно это вызвало надежды европейских «демократизаторов» на то, что общественное развитие человечества идет по пути повсеместной победы либеральной демократии во всем мире. Реальный исторический процесс, тем не менее, не оставляет оснований для подобного оптимизма. Демократизация в большинстве молодых демократий остается ширмой для сохранения авторитаризма, а отказавшиеся от коммунизма государства ищут себе альтернативную идеологию для того, чтобы не принимать чуждые им европейские идеалы демократии и либерализма. Все это приводит к радикальной перегруппировке сил на политической арене и созданию основанных на культурной общности региональных альянсов, противостоящих экспансии западноевропейского мировоззрения.
Современное распределение стран по политическим режимам, таким образом, не выражает устойчивого сложившегося положения, но является промежуточным, так как возникновение нынешней ситуации напрямую связано с распадом биполярной модели мира и последние политические события показывают продолжение развития конфронтации между типами политических режимов по оси «Запад – Восток».
Контрольные вопросы:
Перечислите и охарактеризуйте основные типы власти, описанные М. Вебером.
Что такое идеология?
Что происходит в случае противоречия государственной идеологии культуре народа?
Каковы характерные черты либеральной демократии и чем отличается от нее молодая демократия?
Охарактеризуйте государства с коммунистическими режимами.
В чем специфика современного положения абсолютистских государств?
Каковы тенденции в изменении числа демократических и недемократических государств?
Задания для углубленного изучения:
Объясните появление социальной теории власти взамен сакральной с точки зрения эволюции общества.
В каком направлении эволюционируют известные вам страны молодой демократии?
Сравните военно-авторитарные и авторитарно-националистические государства.
Всегда ли авторитаризм является злом?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе