4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
Правление Ивана IV Грозного (1533–1574, 1576–1584), прерванное кратковременным и чисто формальным царствованием Симеона Бекбулатовича (1574–1576), стало прологом развития абсолютистского самодержавия на Руси. Иван Грозный частично упорядочил доставшуюся ему в наследство систему управления, в которой сохранялись весьма значительные пережитки удельного периода, и изменил ее в соответствии с требованиями централизованного государства. В это время создается новый Судебник, упорядочивший гражданское законодательство, и Стоглав, сделавший то же самое для законодательства церковного. Одновременно церковь была значительно ограничена в праве приобретения новые земли, что поставило ее в зависимость от монарха.
Была отменена система кормлений, управители стали получать от царя жалование за выполнение функций регионального управления. На местах формировались суды, неподконтрольные наместнику, население получило возможность жаловаться на его самоуправство в центральные органы власти. Возникла упорядоченная система налогообложения, для пересчета которой определили специальную податную единицу – большую соху.
Государственное управление в это время осуществляется посредством системы приказов. Наиболее важную роль играли Казенный (ведал царской казной), Разрядный (ведал войсками и служилыми людьми), Посольский (вел дипломатические дела), Поместный (занимался делами поместий). Также создаются Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пушкарский, Разбойный, Земский, Ямской, Челобитный приказы и приказ Каменных дел. Приказами же управлялись и некоторые земли, входившие в состав Московского княжества и имевшие важное стратегическое значение, как приказ Казанского дворца. Существовали приказы, руководящие территориальными судами для служилых людей: Казанский, Московский, Владимирский, Дмитровский. Податями с определенных территорий ведали Нижегородская, Владимирская, Устюжная, Галицкая, Ярославская и Костромская четверти (те же приказы). Царским хозяйством управляли приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий приказы. Характерной особенностью деятельности приказов было совмещение административных и судебных функций в рамках каждого из органов.
Введение приказов, распоряжавшихся государственными делами по отраслевому принципу, означало отказ от прежнего управления государством как большим земельным владением, личной вотчиной великого князя. Теперь управление, впервые в истории России, действительно приобретает черты государственного. Поэтому неудивительно, что именно Иван Грозный впервые официально принимает титул царя87 и становится первым российским самодержцем.
В руках царя оказывалась сосредоточена огромная власть. Боярская дума была достаточно мощным противовесом нарождавшемуся абсолютизму; ее роль ослабевала при сильных самодержцах, но снова возрастала при кризисах управления в вертикали царской власти. Иван Грозный стремится сдерживать Боярскую думу Земским собором, всесословным выборным органом, и «ближней думой», советом ближайших соратников царя в думе. Однако за всю историю существования Московской Руси полностью подавить земельную аристократию царям так и не удалось.
В военной сфере было сформировано постоянное стрелецкое войско, в командовании войсками относительно ограничено местничество, установлен единообразный порядок несения службы вотчинниками и помещиками, что, по сути, означало конец вотчинного землевладения.
Введение Иваном Грозным опричнины было нацелено на подавление влияния Боярской думы и родовой аристократии. Царю удалось создать государство в государстве, на которое не распространялась власть Боярской думы и приказов. Управление землями осуществлялось при помощи системы опричной власти, а так как опричники не имели самостоятельного влияния и властных ресурсов, то все подвластные опричнине территории оказались в полном подчинении царя. После ряда военных провалов опричнина была упразднена, но ее существование предопределило дальнейшее ослабление власти высшей знати.
После смерти Ивана IV в стране наступает кризис государственности. Реформа управления страной не была завершена: царь успел создать множество организационных структур новой власти, предельно ослабил власть старую, но новым институтам управления не хватало системности. Особую негативную роль сыграло то, что династия Рюриковичей пресеклась на сыне Грозного Федоре Ивановиче (1584–1587) и власть перешла к управлявшему страной царскому шурину Борису Годунову (1587–1605), избранному Земским собором. Лишенный должного авторитета в глазах населения Годунов столкнулся с сопротивлением боярства, расстройством аппарата управления, нуждавшегося еще в сильном правителе, и неприятием его народом. На Руси начинается Смута: войска Лжедмитрия (местного авантюриста Григория Отрепьева), поддержанные польскими феодалами, вторгаются на Русь. Население переходит на его сторону; изменяют царю Борису и многие бояре. В разгар войны Годунов умирает, высшая знать свергает его сына и преемника Федора Борисовича (1605), и царем становится Лжедмитрий I (1605–1606).
Лжедмитрий пытался ориентироваться на европейские образцы государственного управления и во многом предугадывал позднейшие замыслы Петра I Великого. Но он не был принят боярством, державшимся за устоявшиеся традиции местничества, за всевластие феодальной аристократии. В результате заговора Лжедмитрий был убит, и трон занял ставленник боярской знати Василий Шуйский (1606–1610), не имевший сил и желания противостоять дальнейшему распаду государства.
После того как власть царя фактически стала ограничиваться территорией города Москвы, а различные группировки поделили на части остальную Русь, бояре свергли Василия Шуйского и после короткого боярского правления Семибоярщины во главе с Ф. И. Мстиславским (1610) признали царем Владислава Польского (1610–1612), сына польского короля Сигизмунда. Фактически Русь утратила государственную независимость, но это не привело, как надеялись бояре, к стабилизации общественного управления. Поляки были не в состоянии восстановить систему государственного управления в стране, а потому против них поднялось народное ополчение во главе с Д. И. Пожарским (1612–1613), которое и объединило Русь, покончив со Смутой88.
Восстановление государственного единства и независимости Руси было связано с избранием Земским собором нового царя и новой правящей династии в его лице. Михаил Федорович (1613–1645) стал компромиссной фигурой, способной примирить все противостоящие лагеря, так как представители каждого из них могли надеяться при нем на выдвижение.
При первых Романовых, к которым кроме Михаила Федоровича относят еще Алексея Михайловича (1645–1676) и Федора Алексеевича (1676–1672), постепенно восстанавливается система государственного управления, существовавшая до Смуты; предпринимаются и некоторые попытки ее модернизации в направлении, которое было предложено еще Иваном Грозным.
В начале правления Романовых новая власть опиралась на земские соборы, которые заседали практически непрерывно (1613–1615, 1616–1619, 1620–1622). Высший представительный орган страны занимался формированием законодательства, изысканием средств в казну, церковными и иностранными делами89. При Алексее Михайловиче роль земских соборов значительно упала, и после 1653 г. они уже не созывались. Снизилось и влияние Боярской думы. В ее состав было введено много лиц небоярского происхождения, что сделало ее подконтрольной царю. Со временем она перестает быть регулярно действующим органом и собирается редко. Ее место занимает подконтрольная «ближняя дума». Так происходит постепенный отказ от сословно-представительского характера русской монархии, на который были вынуждены согласиться Романовы при воцарении, и возобновляется перерванное Смутой движение к абсолютизму. Монарх приобретает право издавать законы, что ранее было прерогативой соборов и думы.
Уничтожается местничество, происходит реформа православной церкви, вызвавшая религиозный раскол. Конфликт духовной и светской власти за гегемонию завершается поражением патриарха, государство начинает захватывать контроль над церковью.
Сложившиеся в правление Грозного приказы были поделены на три категории. Первую из них составляли приказы общегосударственного значения: административные и судебно-полицейские, областные или территориальные, финансовые. Эти приказы подчинялись Боярской думе и нередко возглавлялись ее членами. Дворцовые приказы подчинялись непосредственно царю (они управляли царским имуществом), а патриаршие приказы (управлявшие церковным имуществом) почти все подчинялись патриарху, кроме Монастырского (имущественные дела церкви оставались неподконтрольными светскому руководству).
В 1654 г. Алексей Михайлович создает приказ Тайных дел, который сам и возглавляет. Этот приказ становится личной канцелярией царя для контроля над другими приказами и принятия ключевых решений в обход Боярской думы, которая могла блокировать царские решения.
На местах действовала система воеводского управления. Несмотря на отмену кормлений, попытки ограничить всевластие местных начальников местными учреждениями не увенчались успехом. Воеводы продолжали собирать подати в свой карман, значительно обедняя казну, и творили произвол, с которым центральная власть не могла справиться90. Система государственного управления сохраняла в себе значительные пережитки старины, замедлявшие поступательное развитие государства и снижавшие его военный и экономический потенциал.
Контрольные вопросы:
Каковы были отношения князя и вече в период формирования древнерусского государства?
В чем суть «лествичной» системы наследования?
Назовите три альтернативные системы управления, сложившиеся на Руси в период феодальной раздробленности.
Какова роль Ивана III в формировании централизованного русского государства?
Что такое удельно-вотчинная система?
В чем суть реформ Ивана IV Грозного?
Как изменилась роль Боярской думы при первых Романовых?
Задания для углубленного изучения:
Какая из версий возникновения государства на Руси кажется вам наиболее убедительной?
В чем причина отказа от «лествичной» системы?
Какова роль татаро-монгольского ига в централизации Руси?
В чем причины возникновения Смуты?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе