logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы

Исполнительная власть государства ведает исполнением законов, принятых законодательной властью. Смысл разделения этих ветвей власти в том, что исполнительная власть должна действовать в интересах государства, а не в интересах тех людей, которые эту власть представляют. В этом случае ограничить возможный произвол исполнительной власти по отношению к обществу можно только при выведении из-под ее юрисдикции процессы принятия, изменения и трактовки законов.

Исполнительная власть всегда строится иерархически и обладает солидарной ответственностью. Фактический глава исполнительной власти (он может быть главой государства или главой правительства – в зависимости от формы организации исполнительной власти) несет все полноту персональной ответственности за осуществляемую в стране политику.

В законодательных органах власти всю полноту ответственности несет каждый конкретный избираемый или назначаемый представитель (депутат), который отчитывается перед своими избирателями или назначающей инстанцией за результаты своей деятельности. В исполнительной же власти отдельный министр ответственен только перед главой исполнительной власти, перед обществом же отвечает сам глава исполнительной власти, в том числе и за действия данного конкретного министра.

Подобное положение дел позволяет обеспечить вертикаль исполнительной власти и реальную управляемость обществом, которая была бы невозможна при ином распределении ответственности. Глава исполнительной власти представляет собой всю исполнительную власть в целом.

Исполнительная власть осуществляет свою деятельность по управлению страной на различных уровнях ее включенности в хозяйственный механизм общества, поэтому уровней у исполнительной власти может быть много. Мы можем четко отделить две ее важнейшие части.

Часть исполнительной власти определяет текущую политику государства, решает тактические вопросы и ставит цели, в рамках исполнения которых и будет осуществляться управление государством. Эту часть составляют политические органы исполнительной власти.

Вторую часть этой ветви власти составляют неполитические органы государственной власти. Это оплачиваемая государственная служба, в состав которой входят институты и должности, исполняющие волю политических органов исполнительной власти. Чиновники на государственной службе являются несменяемыми и, как правило, не утрачивают своих постов в случае смены власти в стране после очередных выборов, в отличие от чиновников политических органов власти.

Функционирование исполнительной власти весьма значительно зависит от ее формы. Можно выделить семь форм исполнительной власти:

  1. парламентская;

  2. ограниченная президентская;

  3. дуалистическая;

  4. коммунистическая;

  5. неограниченная президентская;

  6. милитаристская;

  7. абсолютистская.

Первые три формы исполнительной власти характеризуют демократические государства, остальные – недемократические.

В недемократических государствах название главы исполнительной власти может быть самым различным: например, «революционный лидер» (в Ливии), «религиозный лидер» (в Иране), «председатель национального совета примирения» (в Нигере) и т. д. В данном случае нельзя однозначно судить о форме исполнительной власти на основании названия ее главы.