5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
Важнейшая форма работы парламента – пленарное заседание. Для проведения пленарного заседания требуется кворум присутствия – определенное число депутатов, присутствующих на заседании. Для принятия решения требуется кворум решения (при котором может быть принято то или иное решение).
В разных странах требования к кворуму разные. В Российской Федерации кворум присутствия составляет более половины палаты и совпадает с кворумом решения практически по всем вопросам. Кворум решения по федеральным конституционным законам, поправкам в Конституцию и отклонениям вето выше (это указано в Конституции РФ): две трети по ФКЗ и поправкам в Конституцию в Государственной Думе, а также для отклонения вето Совета Федерации и президента, три четверти по ФКЗ и поправкам в Конституцию в Совете Федерации и т. д.
Более мягкие требования к кворуму присутствия в ряде стран мира (в палате лордов Великобритании, например, достаточно трех человек) связаны с желанием предоставить депутатам возможность официально обсуждать предлагаемую проблему без принятия решения.
Кроме пленарных заседаний депутатами применяются и другие формы работы: деятельность постоянных комиссий, парламентские слушания, посещение своих избирательных округов и т. д. Как правило, регламент палат распределяет различные виды работы по дням недели, что повышает активность парламента и его роль в политической жизни государства.
Одной из важных функций парламента является контроль за деятельностью органов исполнительной власти. В Российской Федерации возможности такого контроля ограничены. Они включают вынесение недоверия или отказ в доверии правительству (Государственная Дума), организация парламентских слушания по актуальным вопросам и «парламентских часов» с приглашением министров (обязательные решения на них не принимаются), парламентские и депутатские запросы. Отдельные контрольные функции имеют созданные парламентом организации (Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и т. д.).
Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы и процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.
Законодательный процесс распадается на шесть этапов:
законодательная инициатива;
подготовка законопроекта к рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы (обсуждение во внутренних органах палаты);
обсуждение законопроекта на пленарном заседании;
принятие или отклонение закона Государственной Думой;
рассмотрение и одобрение (или неодобрение) закона Советом Федерации;
промульгация (подписание или отклонение Президентом РФ с последующим обнародованием или возвращением в Думу соответственно).
Неодобрение закона Советом Федерации подразумевает две дополнительные стадии: согласование закона двумя палатами и повторное голосование в Государственной Думе либо по согласованному проекту, либо по преодолению вето Совета Федерации. Отклонение Президентом тоже добавляет две стадии: принятие поправок Президента и повторное голосование и утверждение исправленного или преодоление президентского вето голосованием обеих палат.
В этой схеме существует несколько уточнений:
Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации только по федеральным законам.
Президент может накладывать вето только по федеральным законам.
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть изменены только в процессе принятия новой Конституции на всенародном голосовании.
Каждый из этапов имеет свои конституционные обоснования. Законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, Государственной Думе и ее депутатам, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).
Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ст. 104 Конституции РФ). При направлении в Государственную Думу к проектам законов должны прилагаться следующие документы: обоснование необходимости принятия, оценка их согласования с другими нормами, финансово-экономические обоснования, ожидаемые социально-экономические и иные последствия применения.
В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению назначается ответственный комитет, а сам законопроект включается в план работы. Законопроект рассылается во все комиссии и комитеты Думы, депутатским объединениям, в Совет Федерации и правительство, к президенту. Законопроект также может быть отправлен в высшие органы судебной власти и в органы власти субъектов федерации (если касается предметов совместного ведения; в этом случае возражения 1/3 субъектов являются основанием для возвращения проекта на доработку). Поступающие альтернативные проекты используются для доработки исходного. Ответственный комитет направляет подготовленный законопроект в Совет Государственной Думы для вынесения на пленарное заседание. Одновременно проект направляется Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Федерации РФ, инициатору и депутатам Государственной Думы.
Обсуждение законопроекта подразумевает три чтения (только утверждение бюджета проходит в четыре). В процессе первого чтения законопроект может быть сразу принят как закон, отвергнут или принят в общих чертах (после чего его рассылают в субъекты федерации, отрицательное заключение 1/3 которых является основанием для снятия документа и создания согласительной комиссии с регионами). Во втором чтении происходит обсуждение поправок и принятие документа с поправками в целом; после чего он снова рассылается всем тем инстанциям, которым он был разослан перед первым чтением. В третьем чтении принимается окончательный текст документа или голосуется возврат ко второму чтению.
Все принятые Государственной Думой законопроекты в течение пяти дней отправляются в Совет Федерации. Законопроекты, подлежащие обязательному рассмотрению Совета Федерации, должны быть рассмотрены в течение 14 дней, все остальные законопроекты по истечении 14 дней могут быть переданы на подпись президенту.
Отклонение федеральных законов Советом Федерации ставит Государственную Думу перед выбором: преодолеть вето квалифицированным большинством, принять все поправки Совета Федерации, принять часть поправок и направить на повторное рассмотрение Совета Федерации, создать согласительную комиссию. При обсуждении в Государственной Думе отклоненного законопроекта обсуждаются только те поправки, которые были предложены в процессе отклонения и согласования.
В пятидневный срок одобренный Советом Федерации закон поступает на подпись президенту, который может его отклонить. В этом случае парламент может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством обеих палат, простым большинством принять все поправки президента, учесть некоторые поправки президента (после чего он решает: подписать документ или вновь наложить вето), отказаться от принятия законопроекта.
Особенным органом в системе государственной власти России стал Государственный Совет, созданный в 2000 г. для компенсации удаления глав исполнительной власти субъектов федерации из Совета Федерации при изменении порядка формирования его состава. Этот орган служит для согласования региональных и федеральных интересов в процессе разработки политических решений на общегосударственном уровне. В состав Государственного Совета входят все главы исполнительной власти субъектов федерации. Наиболее активной частью Госсовета является его президиум, в состав которого входят по одному руководителю исполнительной власти субъектов федерации от каждого федерального округа (состав президиума периодически обновляется). Существование Государственного Совета не предусмотрено Конституцией России, поэтому он является совещательным органом при Президенте РФ.
В законодательстве Российской Федерации, кроме парламентской, признается еще одна форма законодательной деятельности – всенародный референдум. Никаких надпарламентских и подпарламентских органов в системе законодательной власти России не предусмотрено.
Контрольные вопросы:
Каково значение законодательной власти с точки зрения современного понимания легитимности?
Какие органы могут осуществлять законодательную власть?
Что такое иммунитет и индемнитет депутата?
Каков порядок выборов в Государственную Думу и Совет Федерации России?
Каковы полномочия Государственной Думы?
Перечислите полномочия Совета Федерации.
Что такое законодательный процесс?
Почему сроки пленарных сессий Государственной Думы и Совета Федерации не совпадают?
Задания для углубленного изучения:
Являлась ли парламентом Государственная Дума Российской империи (1906–1917 гг.)?
Почему для демократического государства характерно представление о свободном мандате депутата?
Какова роль Государственного Совета в законотворческой деятельности?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе