logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1.4. Унитарное государство

Единственной простой формой государственного устройства является унитарное государство.

Для унитарного государства характерно:

  1. единство и единственность для всей страны системы высших органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

  2. единая правовая система, не предполагающая существования иных законотворческих органов, кроме центральных (нормоустанавливающая деятельность региональных, местных органов власти и управления носит сугубо подчиненный характер); единство и единственность конституции, нормы которой применяются на всей территории страны без изъятий и ограничений;

  3. обычно одноканальная система налогов: налоговые поступления аккумулируются центром, а затем уже распределяются по регионам;

  4. единственное и единое гражданство;

  5. единая централизованная судебная система;

  6. отсутствие у внутригосударственных территориальных образований политической самостоятельности;

  7. отсутствие у территориальных образований права на политическое самоопределение (сецессию).

Сегодня различают две разновидности унитарных государств: централизованные и децентрализованные.

Централизованное унитарное государство вообще не предполагает существование в рамках страны какой-либо местной автономии. Властные и управленческие функции осуществляются исключительно назначенными сверху администраторами. Отсутствуют региональные и местные выборные органы власти и управления, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющие собственные полномочия по решению местных вопросов. Не практикуется предоставление прав автономии внутригосударственным территориальным образованиям.

В качестве примера централизованного унитарного государства можно привести некоторые государства Центральной Африки и Азии, Центральной и Южной Америки. В Анголе каждая из восемнадцати провинций управляется назначаемым комиссаром, по должности являющимся членом правительства. В Габоне провинциями, выделенными для административных целей, управляют назначаемые губернаторы, самостоятельные органы местного самоуправления отсутствуют. Султанат Бруней, форму правления в котором можно охарактеризовать фактически как абсолютную монархию, также является высокоцентрализованным государством с полным отсутствием самостоятельных местных и региональных властей. В Союзе Мьянма (Бирма) довольно высокая централизация государственной власти объяснима политической ситуацией в стране после военного переворота 1998 г. Среди централизованных унитарных государств можно назвать также Гватемалу, Барбадос, Перу, Сингапур, Суринам.

Централизованные унитарные государства существуют и в Европе, хотя для европейского региона это мало характерно. К их числу относятся Ватикан, Мальта, княжество Монако. Отсутствие региональных и местных властей в данном случае легко объяснимо: территории всех трех государств весьма невелики по размерам.

Еще один пример государства, которое, не являясь централизованным унитарным государством по форме, на деле, в силу особенностей политической системы, является таковым, – Вьетнам. Хотя на территории страны функционируют выборные Народные советы на уровне провинций и органы местного самоуправления на уровне районов, городских округов и коммун, самостоятельно занимающиеся местными вопросами, каждый из них полностью подотчетен вышестоящему органу власти в соответствии с принципом «демократического централизма» на основе политической унии Коммунистической партии Вьетнама.

Крайняя форма централизации в рамках унитарного государственного устройства встречается сегодня не так часто. Практически во всех европейских странах, странах Северной и Латинской Америки, во многих странах Азии и Африки имеет место организация выборного и самостоятельного в решении отнесенных к его ведению вопросов местного самоуправления. Степень его самостоятельности по отношению к центральным органам государства может быть различной.

Гораздо более частым явлением стали децентрализованные унитарные государства.

Среди них можно назвать относительно централизованные государства, в которых региональные и местные власти, в том числе и выборные, обладая известной самостоятельностью, в высокой степени зависимы от центральных властей и контролируются ими (обычно напрямую, в том числе и через назначаемых центральными органами власти должностных лиц). Таковыми являются, например, Норвегия, княжество Лихтенштейн, Нидерланды (но здесь все же надо принимать во внимание развитые традиции местного самоуправления), Болгария, Египет, Турция, Монголия, Таиланд, Сенегал и др. На региональном уровне (а также, возможно, и на уровне общины, коммуны) функционируют выборные органы местного самоуправления и, одновременно, назначаемые центральной властью должностные лица общей компетенции, осуществляющие административный контроль.

Более низкая степень централизации управления в унитарном государстве предполагает, во-первых, существование системы самостоятельных выборных органов местного самоуправления (возможна многоуровневая система самоуправления), существование выборных органов власти и управления на уровне регионов. Во-вторых, региональные и местные органы власти и управления наделяются значимыми объемами самостоятельно реализуемых полномочий по управлению подведомственными им территориями. В-третьих, для ряда унитарных государств характерно предоставление некоторым своим территориям обширных экономических прав и прав политической автономии, вплоть до конституционного распределения полномочий между центральными высшими государственными органами и структурами управления регионального и местного уровня. Унитарные государства, имеющие в своем составе автономии, еще называют сложными унитарными государствами. При этом на региональном уровне могут отсутствовать органы общей компетенции и должностные лица, назначаемые центральным правительством с целью контроля деятельности местных представительных и исполнительных органов.

Характерными примерами децентрализованного унитарного государства можно считать Францию, Великобританию, Японию (хотя некоторые авторы относят ее к централизованным унитарным государствам23), Испанию, Италию, Китайскую Народную Республику (хотя и со своей спецификой), Колумбию, Южно-Африканскую Республику. Децентрализация управления в них при сохранении унитарной формы государственного устройства реализуется по-разному.