2.1.4. Унитарное государство
Единственной простой формой государственного устройства является унитарное государство.
Унитарное государственное устройство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.
Для унитарного государства характерно:
единство и единственность для всей страны системы высших органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
единая правовая система, не предполагающая существования иных законотворческих органов, кроме центральных (нормоустанавливающая деятельность региональных, местных органов власти и управления носит сугубо подчиненный характер); единство и единственность конституции, нормы которой применяются на всей территории страны без изъятий и ограничений;
обычно одноканальная система налогов: налоговые поступления аккумулируются центром, а затем уже распределяются по регионам;
единственное и единое гражданство;
единая централизованная судебная система;
отсутствие у внутригосударственных территориальных образований политической самостоятельности;
отсутствие у территориальных образований права на политическое самоопределение (сецессию).
Сегодня различают две разновидности унитарных государств: централизованные и децентрализованные.
Централизованное унитарное государство вообще не предполагает существование в рамках страны какой-либо местной автономии. Властные и управленческие функции осуществляются исключительно назначенными сверху администраторами. Отсутствуют региональные и местные выборные органы власти и управления, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющие собственные полномочия по решению местных вопросов. Не практикуется предоставление прав автономии внутригосударственным территориальным образованиям.
В качестве примера централизованного унитарного государства можно привести некоторые государства Центральной Африки и Азии, Центральной и Южной Америки. В Анголе каждая из восемнадцати провинций управляется назначаемым комиссаром, по должности являющимся членом правительства. В Габоне провинциями, выделенными для административных целей, управляют назначаемые губернаторы, самостоятельные органы местного самоуправления отсутствуют. Султанат Бруней, форму правления в котором можно охарактеризовать фактически как абсолютную монархию, также является высокоцентрализованным государством с полным отсутствием самостоятельных местных и региональных властей. В Союзе Мьянма (Бирма) довольно высокая централизация государственной власти объяснима политической ситуацией в стране после военного переворота 1998 г. Среди централизованных унитарных государств можно назвать также Гватемалу, Барбадос, Перу, Сингапур, Суринам.
Централизованные унитарные государства существуют и в Европе, хотя для европейского региона это мало характерно. К их числу относятся Ватикан, Мальта, княжество Монако. Отсутствие региональных и местных властей в данном случае легко объяснимо: территории всех трех государств весьма невелики по размерам.
Еще один пример государства, которое, не являясь централизованным унитарным государством по форме, на деле, в силу особенностей политической системы, является таковым, – Вьетнам. Хотя на территории страны функционируют выборные Народные советы на уровне провинций и органы местного самоуправления на уровне районов, городских округов и коммун, самостоятельно занимающиеся местными вопросами, каждый из них полностью подотчетен вышестоящему органу власти в соответствии с принципом «демократического централизма» на основе политической унии Коммунистической партии Вьетнама.
Крайняя форма централизации в рамках унитарного государственного устройства встречается сегодня не так часто. Практически во всех европейских странах, странах Северной и Латинской Америки, во многих странах Азии и Африки имеет место организация выборного и самостоятельного в решении отнесенных к его ведению вопросов местного самоуправления. Степень его самостоятельности по отношению к центральным органам государства может быть различной.
Гораздо более частым явлением стали децентрализованные унитарные государства.
Среди них можно назвать относительно централизованные государства, в которых региональные и местные власти, в том числе и выборные, обладая известной самостоятельностью, в высокой степени зависимы от центральных властей и контролируются ими (обычно напрямую, в том числе и через назначаемых центральными органами власти должностных лиц). Таковыми являются, например, Норвегия, княжество Лихтенштейн, Нидерланды (но здесь все же надо принимать во внимание развитые традиции местного самоуправления), Болгария, Египет, Турция, Монголия, Таиланд, Сенегал и др. На региональном уровне (а также, возможно, и на уровне общины, коммуны) функционируют выборные органы местного самоуправления и, одновременно, назначаемые центральной властью должностные лица общей компетенции, осуществляющие административный контроль.
Более низкая степень централизации управления в унитарном государстве предполагает, во-первых, существование системы самостоятельных выборных органов местного самоуправления (возможна многоуровневая система самоуправления), существование выборных органов власти и управления на уровне регионов. Во-вторых, региональные и местные органы власти и управления наделяются значимыми объемами самостоятельно реализуемых полномочий по управлению подведомственными им территориями. В-третьих, для ряда унитарных государств характерно предоставление некоторым своим территориям обширных экономических прав и прав политической автономии, вплоть до конституционного распределения полномочий между центральными высшими государственными органами и структурами управления регионального и местного уровня. Унитарные государства, имеющие в своем составе автономии, еще называют сложными унитарными государствами. При этом на региональном уровне могут отсутствовать органы общей компетенции и должностные лица, назначаемые центральным правительством с целью контроля деятельности местных представительных и исполнительных органов.
Характерными примерами децентрализованного унитарного государства можно считать Францию, Великобританию, Японию (хотя некоторые авторы относят ее к централизованным унитарным государствам23), Испанию, Италию, Китайскую Народную Республику (хотя и со своей спецификой), Колумбию, Южно-Африканскую Республику. Децентрализация управления в них при сохранении унитарной формы государственного устройства реализуется по-разному.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе