logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти

Можно выделить четыре основные функции, которые выполняют органы законодательной власти государства, причем степень исполнения ими этих функций весьма значительно варьируется от страны к стране и от типа режима к типу режима.

1. Посредством законодательного органа происходит легитимация политики, осуществляемой в государстве.

Эта основная функция законодательного органа, через нее осуществляется «правление закона». Как уже ясно из вышесказанного, эта функция законодательного органа власти базируется на современном понимании природы государства, определяющем первоначалом власти волю народа. Так как в современном обществе официально признается только легитимный тип власти, то любая власть, независимо от подлинного источника своего происхождения, нуждается в легитимации, дабы обеспечить себе международное признание. Именно с этим связано то обстоятельство, что законодательные органы власти отсутствуют только в сравнительно небольшом числе государств, а они постоянно сталкиваются с проблемами своей легитимации на мировой арене. Это может быть приемлемо только в отношении абсолютистских государств, апеллирующих к традиции, но не государств харизматического типа или с иными недемократическими формами власти.

Законодательные органы власти могут выполнять данную функцию с разной степенью эффективности. На одной из крайних позиций спектра находятся страны с сильной законодательной властью, полностью осуществляющей процесс законотворчества. Далее идут страны, в которых законотворчество инициируется исполнительной властью и только контролируется законодателями. И, наконец, на дальней позиции спектра располагаются недемократические страны, где законодатели не влияют на реальный процесс законотворчества, а только утверждают принятые решения.

2. Законодательные собрания представляют население страны и призваны доносить до исполнительной власти мнение общества.

Эту функцию, кстати, могут осуществлять и консультативные выборные органы, не имеющие законотворческих полномочий. Другое дело, что донесение воли народа до сведения исполнительной власти по большому счету бессмысленно, если нет возможности заставить эту власть к данному мнению прислушаться. Законодательные органы могут в разной степени представлять общество и в разной степени влиять на происходящие в стране события и на исполнительную власть.

3. Законодательный орган власти становится ареной политических баталий между ведущими группами интересов и политическими силами, благодаря чему происходит выработка реального политического курса.

Общество втягивается в эти прения и получает представление о происходящих в стране событиях. В случае если, как при однопартийности, законодательный орган не представляет арены для дебатов, дебаты переносятся в подполье, в закрытые институты внутри партии и исполнительной власти, отчего общество утрачивает связь с ними. Тем не менее даже при таком весьма несовершенном парламентаризме данная функция законодательного органа может иметь весьма большое значение.

4. Деятельность законодательного органа направлена на постоянный и доскональный контроль исполнительной власти.

Именно законодательные органы способны разоблачить злоупотребления исполнительной власти, обратить внимание общества на те негативные последствия политики, которые могут быть не очевидны общественному мнению. Для этого и существует парламентская оппозиция, защищенная в большинстве демократических стран статусом неприкосновенности парламентария.

Сочетание вышеуказанных функций описывает то деятельностное поле, в рамках которого функционирует законодательный орган, являющийся, в конечном счете, главным проводником влияния народа на власть.

Среди законодательных органов власти можно выделить органы с различной внутренней структурой. При этом наиболее ярким признаком, на основании которого может быть осуществлено деление, является количество палат.

Существуют законодательные органы с одной или двумя палатами. Однопалатные парламенты, как правило, существуют в унитарных государствах, только 51 из 168 унитарных государств имеет двухпалатный высший орган законодательной власти. При этом сам факт наличия унитарных государств с двухпалатными парламентами можно объяснить стремлением обеспечить даже в унитарном государстве максимально возможную автономию регионов в рамках единого государства.

В некоторых государствах (например, в Великобритании) верхняя палата сложилась исторически в период, когда влияние аристократии на политику страны было еще слишком велико. Она выражает интересы наследственной знати в противовес интересам остального общества, то есть является, по сути, сословным пережитком. Поэтому в настоящее время в таких государствах довольно часто поднимается вопрос об ограничении прерогатив верхней палаты, а то и о полном ее упразднении.

Можно утверждать, что наличие верхней палаты парламента является одним из существенных признаков федерализма, механизмом представления воли регионов на общефедеральном уровне. Среди 24 федераций мира 19 имеют двухпалатный парламент.