3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
Политические партии, существующие в обществе, являются выразителями политических интересов людей. Интересы эти многообразны и во многом определяются общественным статусом индивида. К. Маркс сформулировал свою теорию, положив в ее основу утверждение, что интересы человека определяются его местом в системе общественного разделения труда, а на основании этого уже могут быть выделены в явном виде интересы различных классов.
Нельзя не отметить правоту К. Маркса в его убежденности, что социальная дифференциация общества (не только классовая) обеспечивает наличие в обществе людей с противоположными политическими интересами. Тем не менее даже внутри одной и той же социальной группы могут существовать различные политические интересы. Их различие связано, в частности, с культурными и религиозными представлениями, которые господствуют в той или иной части данной социальной группы. Большое значение могут иметь и собственно политические представления, принадлежность к тем или иным идеологическим течениям в обществе.
Надо отметить, что политические интересы в обществе первоначально вполне укладывались в марксовскую схему. Так было, например, в жестко сословно детерминированном средневековом обществе, где индивидуальные качества человека в достаточной мере поглощались его статусом. Специфику пришедшего ему на смену буржуазного общества в отличие от феодально-церковного консерватизма составила двухполюсность схемы политических отношений и ее обусловленность «экономическими факторами», под которыми следует понимать обусловленность политической позиции местом человека в системе производственных отношений.
Но – и в этом заключалось принципиальное отличие феодального общества от буржуазного – новая модель организации власти и обоснования ее легитимности не были совместимы с социальной сегрегацией. Определение народа в качестве источника власти заведомо предопределяло признание равноправия людей и их равенство перед законом. Внесение в данную систему представлений некоторых ограничений прав приводило к внутреннему противоречию, а потому отторгалось обществом. Иными словами, принятие европейским обществом идеи народного суверенитета латентно содержало в себе демократические отношения и разрушение всех социальных барьеров, существующих в обществе.
По мере развития буржуазной демократии и вовлечения все большей части общества в процесс демократического волеизъявления политические силы победившего нового порядка все более дифференцировались, обозначая все более тонкие нюансы интересов при сохранении общего согласия относительно демократического пути дальнейшего развития общества. Не принимавшие этот магистральный выбор силы маргинализовались и вытеснялись за пределы политической борьбы.
В современном обществе интересы людей достаточно многообразны и не сводятся к интересам больших социальных групп, связанных с распределением людей в системе организации труда, классовым интересам. В действительности многообразие интересов может значительно варьироваться: от чисто эгоистических до общегосударственно-патриотических. Здесь можно усмотреть два явных вектора дифференциации.
Во-первых, уровень дифференциации общественных интересов весьма значительно зависит от уровня развития общества и типа культуры, которая в этом обществе сложилась.
Для обществ с невысоким уровнем развития оправданной является марксовская схема. Можно утверждать, что структура групп интересов в таком обществе моноцентрична. С одной стороны, мы имеем мощную политическую группу, обладающую властью, заинтересованную в сохранении сложившегося положения вещей и отождествляющую свои интересы с национальными. С другой стороны, имеется дезорганизованная и разобщенная масса, представляемая отдельными группировками маргинального толка, не способными консолидировать вокруг себя массы, интересы которых они представляют.
Для развитых государств с устойчивыми традициями демократии общественный интерес сильно дифференцирован и по преимуществу вынесен за пределы интересов классовых. Время борьбы народов за свои права здесь давно завершено, а сложившиеся политические силы, стремящиеся расширить свой электорат, стараются апеллировать ко всем значительным социально-экономическим группам, способствуя этим сохранению мира и равновесия.
Во-вторых, в личном плане существует столь же сильная дифференциация интересов в зависимости от уровня развития отдельного лица.
Понятно, что в развитых странах диапазон этой дифференциации шире, что и позволяет в них существовать устойчивой партийной системе.
При наличии у людей тех или иных интересов эти интересы не могут быть представлены в системе управления обществом сами собой. Для этого необходимо, чтобы появились люди или группы людей, которые эти интересы будут представлять и проводить их в жизнь путем принятия конкретных политических и управленческих решений. Таким образом, для воплощения интересов некоторой группы людей необходима соответствующая организация, которая будет консолидировать группу, объединенную этими интересами, для реальных мер.
Подобные организации могут быть многообразны. Некоторые главным образом содействуют выдвижению каких-либо интересов с целью привлечь внимание к нуждам определенных категорий людей, скажем, одиноких матерей или инвалидов. Другие, например общества защиты окружающей среды, озабочены сохранением естественных природных условий и уровнем экологии. В этом ряду выделяют также профсоюзы и подобные им организации, которые нацелены на реализацию не узкоспецифических интересов, а интересов больших групп населения.
В этом отношении следует различать заинтересованную группу и группу влияния.
Заинтересованная группа представляет всю ту совокупность людей, которая ориентирована на реализацию неких общественных интересов и готова поддержать их при народном волеизъявлении.
Группа влияния – это реальная политическая организация, способная осуществлять политические действия с опорой на заинтересованную группу.
Только группа влияния является действительным участником политического процесса и входит в систему управления обществом, конечно, в зависимости от типа системы и возможностей данной группы влияния.
Отношение к группам влияния значительно разнится в государствах с различной политической системой.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе