logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния

Политические партии, существующие в обществе, являются выразителями политических интересов людей. Интересы эти многообразны и во многом определяются общественным статусом индивида. К. Маркс сформулировал свою теорию, положив в ее основу утверждение, что интересы человека определяются его местом в системе общественного разделения труда, а на основании этого уже могут быть выделены в явном виде интересы различных классов.

Нельзя не отметить правоту К. Маркса в его убежденности, что социальная дифференциация общества (не только классовая) обеспечивает наличие в обществе людей с противоположными политическими интересами. Тем не менее даже внутри одной и той же социальной группы могут существовать различные политические интересы. Их различие связано, в частности, с культурными и религиозными представлениями, которые господствуют в той или иной части данной социальной группы. Большое значение могут иметь и собственно политические представления, принадлежность к тем или иным идеологическим течениям в обществе.

Надо отметить, что политические интересы в обществе первоначально вполне укладывались в марксовскую схему. Так было, например, в жестко сословно детерминированном средневековом обществе, где индивидуальные качества человека в достаточной мере поглощались его статусом. Специфику пришедшего ему на смену буржуазного общества в отличие от феодально-церковного консерватизма составила двухполюсность схемы политических отношений и ее обусловленность «экономическими факторами», под которыми следует понимать обусловленность политической позиции местом человека в системе производственных отношений.

Но – и в этом заключалось принципиальное отличие феодального общества от буржуазного – новая модель организации власти и обоснования ее легитимности не были совместимы с социальной сегрегацией. Определение народа в качестве источника власти заведомо предопределяло признание равноправия людей и их равенство перед законом. Внесение в данную систему представлений некоторых ограничений прав приводило к внутреннему противоречию, а потому отторгалось обществом. Иными словами, принятие европейским обществом идеи народного суверенитета латентно содержало в себе демократические отношения и разрушение всех социальных барьеров, существующих в обществе.

По мере развития буржуазной демократии и вовлечения все большей части общества в процесс демократического волеизъявления политические силы победившего нового порядка все более дифференцировались, обозначая все более тонкие нюансы интересов при сохранении общего согласия относительно демократического пути дальнейшего развития общества. Не принимавшие этот магистральный выбор силы маргинализовались и вытеснялись за пределы политической борьбы.

В современном обществе интересы людей достаточно многообразны и не сводятся к интересам больших социальных групп, связанных с распределением людей в системе организации труда, классовым интересам. В действительности многообразие интересов может значительно варьироваться: от чисто эгоистических до общегосударственно-патриотических. Здесь можно усмотреть два явных вектора дифференциации.

Во-первых, уровень дифференциации общественных интересов весьма значительно зависит от уровня развития общества и типа культуры, которая в этом обществе сложилась.

Для обществ с невысоким уровнем развития оправданной является марксовская схема. Можно утверждать, что структура групп интересов в таком обществе моноцентрична. С одной стороны, мы имеем мощную политическую группу, обладающую властью, заинтересованную в сохранении сложившегося положения вещей и отождествляющую свои интересы с национальными. С другой стороны, имеется дезорганизованная и разобщенная масса, представляемая отдельными группировками маргинального толка, не способными консолидировать вокруг себя массы, интересы которых они представляют.

Для развитых государств с устойчивыми традициями демократии общественный интерес сильно дифференцирован и по преимуществу вынесен за пределы интересов классовых. Время борьбы народов за свои права здесь давно завершено, а сложившиеся политические силы, стремящиеся расширить свой электорат, стараются апеллировать ко всем значительным социально-экономическим группам, способствуя этим сохранению мира и равновесия.

Во-вторых, в личном плане существует столь же сильная дифференциация интересов в зависимости от уровня развития отдельного лица.

Понятно, что в развитых странах диапазон этой дифференциации шире, что и позволяет в них существовать устойчивой партийной системе.

При наличии у людей тех или иных интересов эти интересы не могут быть представлены в системе управления обществом сами собой. Для этого необходимо, чтобы появились люди или группы людей, которые эти интересы будут представлять и проводить их в жизнь путем принятия конкретных политических и управленческих решений. Таким образом, для воплощения интересов некоторой группы людей необходима соответствующая организация, которая будет консолидировать группу, объединенную этими интересами, для реальных мер.

Подобные организации могут быть многообразны. Некоторые главным образом содействуют выдвижению каких-либо интересов с целью привлечь внимание к нуждам определенных категорий людей, скажем, одиноких матерей или инвалидов. Другие, например общества защиты окружающей среды, озабочены сохранением естественных природных условий и уровнем экологии. В этом ряду выделяют также профсоюзы и подобные им организации, которые нацелены на реализацию не узкоспецифических интересов, а интересов больших групп населения.

В этом отношении следует различать заинтересованную группу и группу влияния.

Только группа влияния является действительным участником политического процесса и входит в систему управления обществом, конечно, в зависимости от типа системы и возможностей данной группы влияния.

Отношение к группам влияния значительно разнится в государствах с различной политической системой.