3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
Очевидно, что существует некоторая связь между избирательной системой страны и количеством и структурой существующих в ней партий. Часть исследователей считает, что состав партий отражает реальные социально-экономические условия, сложившиеся в стране на данный момент времени. Другие, напротив, предполагают, что определяющее значение имеют методы голосования, которые и формируют партийный расклад, политическую власть, а значит, и курс развития общества.
Из 74 либерально-демократических государств в 36 действуют системы альтернативного голосования, относительного большинства голосов и повторного голосования. В остальных 38 либерально-демократических государствах действуют системы пропорционального представительства55. Среди первых 36 государств 42 % имеют двухпартийные системы, 8 % – однопартийные, 17 % вообще обходятся без политических партий, а в 33 % действуют сложные многопартийные системы. Среди 38 государств пропорционального представительства 84 % имеют многопартийную политическую систему, 13 % – двухпартийную, а в остальных доминирует одна партия56. Закономерность в соотношении налицо.
Существуют некоторые условия, способствующие закреплению той или иной партийной модели. В маленьких либерально-демократических государствах (например, в Карибском регионе) устанавливается двухпартийная система, так как малая численность населения способствует поляризации политического поля. Чаще всего удерживается двухпартийная система в странах, где выборы осуществляются простым большинством голосов, как в США, или там, где действует вестминстерская модель, как в Великобритании. Малые партии просто вытесняются с политического поля.
В некоторых странах пропорциональная система голосования может быть использована для формирования однопартийной системы. За счет создания большого числа марионеточных партий и искусственного повышения порога голосов, необходимых для прохождения в законодательный орган, можно создать ситуацию, когда только партия власти окажется представленной в парламенте. Примерно подобная ситуация сложилась однажды в Молдове, что и привело к победе на парламентских выборах коммунистической партии. Раскол правящих коалиций в условиях, когда был завышен пороговый процент, вытеснил их из политического пространства.
Во Франции при существовании разветвленной многопартийной системы тоже наблюдается группирование политических сил вокруг двух основных полюсов политической борьбы, в последнее время этими полюсами были соответственно левый блок в составе социалистов и коммунистов и широкая правая коалиция, которую составляют ОПР и СФД. Все остальные политические силы практически не оказывают влияния на государственное управление.
Итак, в большинстве случаев в демократическом обществе пропорциональные системы представительства приводят к формированию многопартийной политической системы, в то время как все прочие системы способствуют становлению двухпартийности. Но даже в многопартийном обществе все многообразие политических партий в конечном счете тяготеет к двухполюсной схеме, так как именно подобная конфигурация политических сил оказывается наиболее целесообразной с точки зрения реального управления обществом.
Правовая среда различных государств может по-разному формулировать свое отношение к различным политическим партиям. При этом нет однозначного соответствия между политическим плюрализмом и наличием благоприятной среды для существования политических партий. В некоторых однопартийных государствах существуют ограничения на деятельность правящей партии, в то же время в некоторых многопартийных государствах может существовать жесткая предвзятость власти по отношению к отдельным участникам политического процесса. В этом случае власть активно поддерживает ведущие политические партии, договорившие об относительном единстве политической линии, и всячески подавляет оппозиционные к этой линии силы (например, в Сингапуре).
Одним из примеров наиболее благоприятного отношения государства к партиям является Австрия, где политические партии щедро финансируются из государственного бюджета. Каждая партия, имеющая пять членов в национальном совете, получает определенную финансовую поддержку исходя из числа голосов, полученных на последних выборах. Финансируются партии, получившие более 1 % голосов избирателей, даже если они не прошли в парламент.
Можно назвать и другие государства, которые активно финансируют предвыборные кампании и прочие необходимые расходы партий. Это Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Дания, Израиль, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швеция, Эквадор, Япония. Размеры субсидирования зачастую определяются исходя из количества голосов, полученных на последних выборах, или зависят от величины партии. Из того факта, что государственное финансирование партий осуществляется в ведущих демократических государствах мира, можно сделать вывод, что подобная практика сама по себе способствует формированию развитой партийной системы, а значит, и демократического государства в целом.
Очень важным показателем отношения государства к политическим партиям являются условия, на которых партия допускается до выборов (условия регистрации). В этом отношении даже среди либерально-демократических государств нет согласия и правовые условия значительно различаются. В Аргентине, Бразилии и Индии запрещено изменять политическую принадлежность партии. В Малайзии, Мексике, Филиппинах, Таиланде и Венесуэле условием для регистрации партии является ее общественная поддержка. Существуют и иные ограничения. Наиболее лояльными в плане регистрации партий являются Бельгия, Боливия, Великобритания, Гондурас, Польша, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Швейцария и Япония.
В целом партийная система независимо от типа режима является важным элементом системы государственного управления. Партии структурируют политическую жизнь общества, упорядочивают группы влияния в политическом пространстве и сообразуют интересы различных общественных групп с основными тенденциями политической жизни страны.
Контрольные вопросы:
Каковы недостатки марксовской теории классового интереса?
От чего зависит уровень дифференциации интересов граждан?
Как различаются монистические, плюралистические и корпоративные государства?
В чем отличие политических партий от групп влияния?
Каковы базовые основания формирования и поддержки партий?
Какова роль партии в коммунистическом государстве?
Как осуществляется государственное финансирование политических партий в Австрии?
Какие страны наиболее лояльны в плане условий регистрации политических партий?
Задания для углубленного изучения:
Почему в отличие от групп влияния заинтересованные группы не являются участниками политического процесса?
В чем специфика положения групп влияния в корпоративном государстве?
В чем опасность партий, образуемых по этническому и религиозному признаку?
Почему вестминстерская модель голосования способствует удержанию двухпартийной системы?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе