logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах

Очевидно, что существует некоторая связь между избирательной системой страны и количеством и структурой существующих в ней партий. Часть исследователей считает, что состав партий отражает реальные социально-экономические условия, сложившиеся в стране на данный момент времени. Другие, напротив, предполагают, что определяющее значение имеют методы голосования, которые и формируют партийный расклад, политическую власть, а значит, и курс развития общества.

Из 74 либерально-демократических государств в 36 действуют системы альтернативного голосования, относительного большинства голосов и повторного голосования. В остальных 38 либерально-демократических государствах действуют системы пропорционального представительства55. Среди первых 36 государств 42 % имеют двухпартийные системы, 8 % – однопартийные, 17 % вообще обходятся без политических партий, а в 33 % действуют сложные многопартийные системы. Среди 38 государств пропорционального представительства 84 % имеют многопартийную политическую систему, 13 % – двухпартийную, а в остальных доминирует одна партия56. Закономерность в соотношении налицо.

Существуют некоторые условия, способствующие закреплению той или иной партийной модели. В маленьких либерально-демократических государствах (например, в Карибском регионе) устанавливается двухпартийная система, так как малая численность населения способствует поляризации политического поля. Чаще всего удерживается двухпартийная система в странах, где выборы осуществляются простым большинством голосов, как в США, или там, где действует вестминстерская модель, как в Великобритании. Малые партии просто вытесняются с политического поля.

В некоторых странах пропорциональная система голосования может быть использована для формирования однопартийной системы. За счет создания большого числа марионеточных партий и искусственного повышения порога голосов, необходимых для прохождения в законодательный орган, можно создать ситуацию, когда только партия власти окажется представленной в парламенте. Примерно подобная ситуация сложилась однажды в Молдове, что и привело к победе на парламентских выборах коммунистической партии. Раскол правящих коалиций в условиях, когда был завышен пороговый процент, вытеснил их из политического пространства.

Во Франции при существовании разветвленной многопартийной системы тоже наблюдается группирование политических сил вокруг двух основных полюсов политической борьбы, в последнее время этими полюсами были соответственно левый блок в составе социалистов и коммунистов и широкая правая коалиция, которую составляют ОПР и СФД. Все остальные политические силы практически не оказывают влияния на государственное управление.

Итак, в большинстве случаев в демократическом обществе пропорциональные системы представительства приводят к формированию многопартийной политической системы, в то время как все прочие системы способствуют становлению двухпартийности. Но даже в многопартийном обществе все многообразие политических партий в конечном счете тяготеет к двухполюсной схеме, так как именно подобная конфигурация политических сил оказывается наиболее целесообразной с точки зрения реального управления обществом.

Правовая среда различных государств может по-разному формулировать свое отношение к различным политическим партиям. При этом нет однозначного соответствия между политическим плюрализмом и наличием благоприятной среды для существования политических партий. В некоторых однопартийных государствах существуют ограничения на деятельность правящей партии, в то же время в некоторых многопартийных государствах может существовать жесткая предвзятость власти по отношению к отдельным участникам политического процесса. В этом случае власть активно поддерживает ведущие политические партии, договорившие об относительном единстве политической линии, и всячески подавляет оппозиционные к этой линии силы (например, в Сингапуре).

Одним из примеров наиболее благоприятного отношения государства к партиям является Австрия, где политические партии щедро финансируются из государственного бюджета. Каждая партия, имеющая пять членов в национальном совете, получает определенную финансовую поддержку исходя из числа голосов, полученных на последних выборах. Финансируются партии, получившие более 1 % голосов избирателей, даже если они не прошли в парламент.

Можно назвать и другие государства, которые активно финансируют предвыборные кампании и прочие необходимые расходы партий. Это Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Дания, Израиль, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швеция, Эквадор, Япония. Размеры субсидирования зачастую определяются исходя из количества голосов, полученных на последних выборах, или зависят от величины партии. Из того факта, что государственное финансирование партий осуществляется в ведущих демократических государствах мира, можно сделать вывод, что подобная практика сама по себе способствует формированию развитой партийной системы, а значит, и демократического государства в целом.

Очень важным показателем отношения государства к политическим партиям являются условия, на которых партия допускается до выборов (условия регистрации). В этом отношении даже среди либерально-демократических государств нет согласия и правовые условия значительно различаются. В Аргентине, Бразилии и Индии запрещено изменять политическую принадлежность партии. В Малайзии, Мексике, Филиппинах, Таиланде и Венесуэле условием для регистрации партии является ее общественная поддержка. Существуют и иные ограничения. Наиболее лояльными в плане регистрации партий являются Бельгия, Боливия, Великобритания, Гондурас, Польша, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Швейцария и Япония.

В целом партийная система независимо от типа режима является важным элементом системы государственного управления. Партии структурируют политическую жизнь общества, упорядочивают группы влияния в политическом пространстве и сообразуют интересы различных общественных групп с основными тенденциями политической жизни страны.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы недостатки марксовской теории классового интереса?

  2. От чего зависит уровень дифференциации интересов граждан?

  3. Как различаются монистические, плюралистические и корпоративные государства?

  4. В чем отличие политических партий от групп влияния?

  5. Каковы базовые основания формирования и поддержки партий?

  6. Какова роль партии в коммунистическом государстве?

  7. Как осуществляется государственное финансирование политических партий в Австрии?

  8. Какие страны наиболее лояльны в плане условий регистрации политических партий?

Задания для углубленного изучения:

        1. Почему в отличие от групп влияния заинтересованные группы не являются участниками политического процесса?

        2. В чем специфика положения групп влияния в корпоративном государстве?

        3. В чем опасность партий, образуемых по этническому и религиозному признаку?

        4. Почему вестминстерская модель голосования способствует удержанию двухпартийной системы?