logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II

Окончательным символическим завершением перехода России к абсолютной монархии стало принятие Петром I в 1721 г. титула императора. Россия официально становится империей. Отныне государственная власть считается данной богом, нераздельной и абсолютной. Она строится на патерналистском понимании государственной власти, при котором глава государства понимается как «отец» своих подданных; отношения, свойственные патриархальной семье, переносятся на систему отношений государя и подданных100.

В 1722 г. Петр изменяет порядок престолонаследия, оставляя за действующим императором право назначить своего наследника исходя из собственного понимания государственных интересов. Данная мера стала законодательным просчетом Петра Великого и послужила формальным основанием для череды дворцовых переворотов, потрясавших империю на протяжении всего XVIII в.

В результате петровских реформ в политической элите Российской империи образовалось три группы: старомосковская аристократия, новые русские выдвиженцы Петра и иностранцы, находящиеся на российской службе. Между этими группировками и начинается политическая борьба сразу после завершения царствования Петра Великого.

Петр I не указал перед смертью имя своего наследника. По закону, принятому императором, в этом случае наследниками его были внук Петр Алексеевич и дочь Елизавета. Колебания окружения царя-реформатора были прерваны вооруженным выступлением гвардии, возглавляемой выдвиженцем Петра I А. Д. Меньшиковым, в результате чего императрицей была провозглашена вдова Петра Екатерина I (1725–1727).

В ее правление кризис в не достроенной Петром системе управления усугубился и грозил привести к тотальному кризису власти. Екатерина, не обладавшая волей своего предшественника, для обуздания управленцев вынуждена была сформировать Верховный тайный совет101, к которому фактически перешла вся полнота государственной власти. Лидер этого совета А. Д. Меньшиков стал фактическим правителем государства и первым в ряду фаворитов, управлявших Россией при частично дееспособных императорах эпохи дворцовых переворотов.

Под давлением членов Верховного тайного совета Екатерина была вынуждена отказаться от мысли передать власть своей дочери Елизавете и назначила своим наследником Петра II (1727–1730), регентом при котором должен был остаться А. Д. Меньшиков102. Но вскоре после смены монарха группировка старой московской аристократии смогла отстранить прежнего временщика и завладеть контролем над малолетним императором. Голицыны и Долгорукие становятся новыми правителями России и правят ею до самой смерти юного императора.

Верховный тайный совет отменил местные органы власти, введенные Петром I. Была реорганизована система коллегий, изменено административно-территориальное деление в сторону ослабления независимости органов управления и усиления автономии Малороссии. Тайный совет собирался учредить в России ограниченную монархию и попытался оговорить вступление на престол Анны Иоанновны (1730–1740) специальными условиями, вынуждающими ее считаться с дворянской аристократией. Попытка эта провалилась, и Верховный тайный совет был разгромлен.

Полномочия по государственному управлению были переданы кабинету министров, а фактическим правителем государства стал фаворит императрицы – Бирон. Именно он и был назначен ею регентом при малолетнем наследнике Иване VI (1740–1741), который унаследовал российский престол еще в младенчестве. Уже спустя две недели после смерти правительницы он был свергнут и регентская власть перешла к матери юного императора – Анне Леопольдовне.

Ее правление тоже оказалось недолгим: новый дворцовый переворот возвел на престол Елизавету Петровну (1741–1761). При Елизавете были полностью восстановлены результаты реформ Петра Великого: воссоздана прежняя роль Сената, некоторые упраздненные Верховным советом коллегии и Канцелярия ее величества.

Елизавете наследовал ее племянник – Петр III (1761–1762), основным фактом правления которого стало издание Манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству. Этим документом дворяне были освобождены от обязательной военной службы.

Главным итогом эпохи дворцовых переворотов стало расшатывание системы государственного управления в России, усиление влияния аристократических группировок, всевластие губернаторов на местах, сепаратизм во вновь ставших автономными регионах, распространение фаворитизма. Результатом кризисных тенденций государственной системы стал очередной властный переворот, завершивший правление Петра III воцарением Екатерины II.

Правление Екатерины II (1762–1796) ознаменовалось новыми реформами государственного управления в Российской империи. Несмотря на явное стремление Екатерины следовать политической линии Петра Великого преемственность между ними существовала довольно условная. Череда важнейших административных преобразований направляет Российскую империю по пути просвещенного абсолютизма.

Главной идеей Екатерины становится верховенство закона на всем пространстве империи. Императрица предпринимает попытку разработать системное законодательство, охватывавшее все сферы деятельности государства. При Екатерине возникает законодательство современного типа, когда тексты законов пишутся не вольным языком, а строгими юридическими формулировками. Законы перестали носить сумбурный характер, их продумывали и разрабатывали постатейно, имея в виду процедуру их реализации.

В 1763 г. Сенат он разделяется на департаменты, вследствие чего его роль в управлении государством сводится к минимуму. В 1764 г. происходит полная секуляризация земли, ликвидируется монастырское землевладение. В том же году на Украине упраздняются автономные органы власти – гетманство.

Ужесточается крепостной гнет: помещики получают право ссылать своих крепостных в Сибирь без суда (1765), запрещается подача крепостными жалоб на помещиков (1767). Расширяются права и привилегии дворянства, что отражается в Жалованной грамоте дворянству (1785).

Императрица продолжает протекционизм Петра по отношению к местной промышленности; заниматься предпринимательской деятельностью разрешается всем, кроме крепостных; ослабляется роль государства в регулировании экономики. Часть центральных функций передается на места, а часть упраздняется вовсе. Сохраняются лишь несколько коллегий, остальные упраздняются с передачей их функций на места.

В 1775 г. началась реформа регионального управления. В изданном в этом году манифесте Екатерина II, подводя итоги предшествующего развития губернской системы, определяет основные недостатки существующего управления: губернии слишком обширны, в них мало учреждений и недостаточен их личный состав, в соответствующих органах власти на местах наблюдается смешение функций.

Согласно новому положению об устройстве государства, население империи разделялось по губерниям без учета этнической принадлежности, географических условий, экономической целесообразности или общности истории, а только на основании численности. В состав губернии входили 300–400 тыс. жителей, губернии состояли из уездов по 20–30 тыс. человек. Показательно, что этим Екатерина пытается положить окончательный предел самой возможности автономизма и упростить налоговую политику103.

Первое происходит благодаря тому, что новое деление полностью игнорировало всю предшествующую историю региона. И, как следствие, прежние национальные автономии были либо разделены на части, либо включены в состав новых территориальных образований вместе с исконно русскими землями. Региональный национальный сепаратизм был дезорганизован.

Налоговая же политика упростилась потому, что теперь губернии были примерно равны и не нужна была сложная система расчета губернской доли участия в пополнении бюджета. Екатерина отказывается от идеи Петра распределять различные статьи бюджета по разным губерниям. Она понимает недостатки этой системы, в которой степень успешности губернаторской деятельности определяла степень финансируемости разных статей бюджета. Императрица предпочитает сама решать, какие статьи бюджета в каком порядке финансировать, и потому собирает все налоги «в один котел».

Наряду с должностью губернатора вводились генерал-губернаторы и дворянские предводители губернии. Созданием выборных представителей местного дворянства и разделением административных и военных функций Екатерина II стремилась не допустить сосредоточения власти в регионе в одних руках.

К концу правления императрицы главной проблемой для России оставалось укоренение губернских порядков на польских землях, а также постепенное освоение окраинных территорий государства, где происходили еще отдельные стычки сторонников национального самоопределения с войсками империи.