4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
Окончательным символическим завершением перехода России к абсолютной монархии стало принятие Петром I в 1721 г. титула императора. Россия официально становится империей. Отныне государственная власть считается данной богом, нераздельной и абсолютной. Она строится на патерналистском понимании государственной власти, при котором глава государства понимается как «отец» своих подданных; отношения, свойственные патриархальной семье, переносятся на систему отношений государя и подданных100.
В 1722 г. Петр изменяет порядок престолонаследия, оставляя за действующим императором право назначить своего наследника исходя из собственного понимания государственных интересов. Данная мера стала законодательным просчетом Петра Великого и послужила формальным основанием для череды дворцовых переворотов, потрясавших империю на протяжении всего XVIII в.
В результате петровских реформ в политической элите Российской империи образовалось три группы: старомосковская аристократия, новые русские выдвиженцы Петра и иностранцы, находящиеся на российской службе. Между этими группировками и начинается политическая борьба сразу после завершения царствования Петра Великого.
Петр I не указал перед смертью имя своего наследника. По закону, принятому императором, в этом случае наследниками его были внук Петр Алексеевич и дочь Елизавета. Колебания окружения царя-реформатора были прерваны вооруженным выступлением гвардии, возглавляемой выдвиженцем Петра I А. Д. Меньшиковым, в результате чего императрицей была провозглашена вдова Петра Екатерина I (1725–1727).
В ее правление кризис в не достроенной Петром системе управления усугубился и грозил привести к тотальному кризису власти. Екатерина, не обладавшая волей своего предшественника, для обуздания управленцев вынуждена была сформировать Верховный тайный совет101, к которому фактически перешла вся полнота государственной власти. Лидер этого совета А. Д. Меньшиков стал фактическим правителем государства и первым в ряду фаворитов, управлявших Россией при частично дееспособных императорах эпохи дворцовых переворотов.
Под давлением членов Верховного тайного совета Екатерина была вынуждена отказаться от мысли передать власть своей дочери Елизавете и назначила своим наследником Петра II (1727–1730), регентом при котором должен был остаться А. Д. Меньшиков102. Но вскоре после смены монарха группировка старой московской аристократии смогла отстранить прежнего временщика и завладеть контролем над малолетним императором. Голицыны и Долгорукие становятся новыми правителями России и правят ею до самой смерти юного императора.
Верховный тайный совет отменил местные органы власти, введенные Петром I. Была реорганизована система коллегий, изменено административно-территориальное деление в сторону ослабления независимости органов управления и усиления автономии Малороссии. Тайный совет собирался учредить в России ограниченную монархию и попытался оговорить вступление на престол Анны Иоанновны (1730–1740) специальными условиями, вынуждающими ее считаться с дворянской аристократией. Попытка эта провалилась, и Верховный тайный совет был разгромлен.
Полномочия по государственному управлению были переданы кабинету министров, а фактическим правителем государства стал фаворит императрицы – Бирон. Именно он и был назначен ею регентом при малолетнем наследнике Иване VI (1740–1741), который унаследовал российский престол еще в младенчестве. Уже спустя две недели после смерти правительницы он был свергнут и регентская власть перешла к матери юного императора – Анне Леопольдовне.
Ее правление тоже оказалось недолгим: новый дворцовый переворот возвел на престол Елизавету Петровну (1741–1761). При Елизавете были полностью восстановлены результаты реформ Петра Великого: воссоздана прежняя роль Сената, некоторые упраздненные Верховным советом коллегии и Канцелярия ее величества.
Елизавете наследовал ее племянник – Петр III (1761–1762), основным фактом правления которого стало издание Манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству. Этим документом дворяне были освобождены от обязательной военной службы.
Главным итогом эпохи дворцовых переворотов стало расшатывание системы государственного управления в России, усиление влияния аристократических группировок, всевластие губернаторов на местах, сепаратизм во вновь ставших автономными регионах, распространение фаворитизма. Результатом кризисных тенденций государственной системы стал очередной властный переворот, завершивший правление Петра III воцарением Екатерины II.
Правление Екатерины II (1762–1796) ознаменовалось новыми реформами государственного управления в Российской империи. Несмотря на явное стремление Екатерины следовать политической линии Петра Великого преемственность между ними существовала довольно условная. Череда важнейших административных преобразований направляет Российскую империю по пути просвещенного абсолютизма.
Главной идеей Екатерины становится верховенство закона на всем пространстве империи. Императрица предпринимает попытку разработать системное законодательство, охватывавшее все сферы деятельности государства. При Екатерине возникает законодательство современного типа, когда тексты законов пишутся не вольным языком, а строгими юридическими формулировками. Законы перестали носить сумбурный характер, их продумывали и разрабатывали постатейно, имея в виду процедуру их реализации.
В 1763 г. Сенат он разделяется на департаменты, вследствие чего его роль в управлении государством сводится к минимуму. В 1764 г. происходит полная секуляризация земли, ликвидируется монастырское землевладение. В том же году на Украине упраздняются автономные органы власти – гетманство.
Ужесточается крепостной гнет: помещики получают право ссылать своих крепостных в Сибирь без суда (1765), запрещается подача крепостными жалоб на помещиков (1767). Расширяются права и привилегии дворянства, что отражается в Жалованной грамоте дворянству (1785).
Императрица продолжает протекционизм Петра по отношению к местной промышленности; заниматься предпринимательской деятельностью разрешается всем, кроме крепостных; ослабляется роль государства в регулировании экономики. Часть центральных функций передается на места, а часть упраздняется вовсе. Сохраняются лишь несколько коллегий, остальные упраздняются с передачей их функций на места.
В 1775 г. началась реформа регионального управления. В изданном в этом году манифесте Екатерина II, подводя итоги предшествующего развития губернской системы, определяет основные недостатки существующего управления: губернии слишком обширны, в них мало учреждений и недостаточен их личный состав, в соответствующих органах власти на местах наблюдается смешение функций.
Согласно новому положению об устройстве государства, население империи разделялось по губерниям без учета этнической принадлежности, географических условий, экономической целесообразности или общности истории, а только на основании численности. В состав губернии входили 300–400 тыс. жителей, губернии состояли из уездов по 20–30 тыс. человек. Показательно, что этим Екатерина пытается положить окончательный предел самой возможности автономизма и упростить налоговую политику103.
Первое происходит благодаря тому, что новое деление полностью игнорировало всю предшествующую историю региона. И, как следствие, прежние национальные автономии были либо разделены на части, либо включены в состав новых территориальных образований вместе с исконно русскими землями. Региональный национальный сепаратизм был дезорганизован.
Налоговая же политика упростилась потому, что теперь губернии были примерно равны и не нужна была сложная система расчета губернской доли участия в пополнении бюджета. Екатерина отказывается от идеи Петра распределять различные статьи бюджета по разным губерниям. Она понимает недостатки этой системы, в которой степень успешности губернаторской деятельности определяла степень финансируемости разных статей бюджета. Императрица предпочитает сама решать, какие статьи бюджета в каком порядке финансировать, и потому собирает все налоги «в один котел».
Наряду с должностью губернатора вводились генерал-губернаторы и дворянские предводители губернии. Созданием выборных представителей местного дворянства и разделением административных и военных функций Екатерина II стремилась не допустить сосредоточения власти в регионе в одних руках.
К концу правления императрицы главной проблемой для России оставалось укоренение губернских порядков на польских землях, а также постепенное освоение окраинных территорий государства, где происходили еще отдельные стычки сторонников национального самоопределения с войсками империи.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе