logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.3.4. Либеральная демократия

В настоящее время наиболее распространенной государственной идеологией в мире является либеральная демократия, основы которой были сформированы в Новое время. Мировоззренческим основанием либеральной демократии является соединение идеи представительной власти (народного суверенитета) и идеи прав человека. Первая идея обусловила возникновение современной системы международных отношений и доминирование в мире легитимного типа власти (по М. Веберу). Поэтому можно утверждать, что доминирование в мире другой идеологии привело бы к разрушению нынешних международных отношений, так как именно либеральная демократия нуждается в конституции и системе выборов для обоснования своей легитимности.

Либерально-демократическую систему можно охарактеризовать следующими основными чертами.

  1. Признается правление большинства, осуществляемое посредством свободных выборов, наличием многопартийной системы и системы представительных институтов.

  2. Государственные интересы, представленные правительством, ограничены и не являются всеобъемлющими.

  3. Правительство несет ответственность перед населением.

  4. Признаются важнейшие политические права человека: свобода слова, совести, личности, что обеспечивается независимой ветвью судебной власти.

  5. Существует государственная служба, подконтрольная правительству.

Всего в мире могут быть определены как либерально-демократические 74 государства16. Наиболее старые и стабильные из них расположены на севере и западе Европы, а также в Северной Америке.

Существуют и некоторые другие важные тенденции, связанные с либерально-демократическими режимами. Как правило, эти режимы устанавливаются в наиболее развитых экономически, урбанизированных государствах с высоким доходом на душу населения. Кроме того, в данных государствах присутствует высокий уровень грамотности и низкий процент правительственных расходов на оборону.

Иными словами, несмотря на то, что либерально-демократические идеи получили распространение по всему миру, степень их восприятия обществом в значительной мере определяется уровнем развития общества. Именно в этом причина того, что после крушения системы колониализма в бывших колониях Запада возобладала отнюдь не либеральная демократия. Отсталость, экономическая и образовательная, преобладание сельского хозяйства, высокая милитаризация и стремление строить отношения с соседями методами грубой силы затрудняют распространение либерально-демократических идей и возникновение такого типа государств. 39 % от общего числа государств (а именно столько составляют либеральные демократии) концентрируют около 86 % валового национального продукта.

Дж. Д. и Я. Дербишайры выявляют следующие семь черт, характерных для либерально-демократических государств17:

  1. Очевидность конституционной формы правления.

  2. Очевидность свободных выборов в законодательное собрание и исполнительный орган.

  3. Активное участие в политической жизни более чем одной политической партии.

  4. Очевидность контроля и баланса между тремя элементами власти: исполнительной, законодательной и судебной.

  5. Очевидность независимого судебного права.

  6. Очевидность защищенности личных свобод через конституцию и другими легальными гарантами.

  7. Очевидная стабильность в либерально-демократическом правительстве.

Вместе с тем существуют некоторые страны, в государственных системах которых не все указанные черты присутствуют в полной мере. К ним можно отнести Мексику, Сингапур, Малайзию и Египет из-за слабости оппозиционных партий и фактического существования однопартийности. В отношении этих и подобных им государств может быть использован термин «частичная либеральная демократия».