logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.

В 1960-е – 1970-е гг. в СССР происходит разработка и реализация множества отраслевых целевых программ. В период 1970-х – 1980-х гг. появляются собственно региональные целевые программы, в соответствии с которыми формируются ТПК.

Важным положительным итогом этого периода стало формирование к концу 1980-х гг. развитой системы предплановых документов.

Начиная с середины 1960-х гг. основными прогнозно-плановыми документами являлись Генеральная схема развития и размещения производительных сил с входящими в ее систему территориальными и отраслевыми схемами и Генеральная схема систем расселения, а также другие документы, отнесенные к классу «физического планирования» (районные планировки, генеральные планы городов и т. п.). Во второй половине 1970-х гг. к ним добавилась Комплексная программа научно-технического прогресса, которая разрабатывалась не только по СССР, но и по союзным республикам и экономическим районам. Система прогнозов обновлялась каждую пятилетку, что имело целью, в том числе, достижение лучшей их согласованности.

В 1980-х гг. начали разрабатываться Основные направления экономического и социального развития СССР, союзных республик и регионов, исполнявшие роль основного предпланового документа и в значительной степени определявшие долгосрочную региональную политику.

В качестве основных преимуществ существовавшей на этом этапе в Советском Союзе системы региональной политики можно назвать:

  1. увязку макроэкономического, отраслевого и территориального аспектов социально-экономического развития страны, комплексный подход к управлению социально-экономическим развитием;

  2. отлаженную систему прогнозных и плановых документов и их взаимное согласование;

  3. наличие развитой системы организаций, занимавшихся прогнозно-плановыми разработками, включавшей в себя более 300 отраслевых и региональных НИИ и проектных учреждений.

В то же время управление региональным развитием в стране обладало рядом существенных недостатков. В их числе были:

  1. приоритет «политических» целей и идеологических установок над соображениями управленческой и социально-экономической эффективности;

  2. чрезмерная детализация прогнозируемых процессов и планируемых мероприятий, «размывавшая» комплексность в управлении социально-экономическим развитием и одновременно делавшая систему излишне жесткой и неспособной к коррекции;

  3. практически полное отсутствие прогнозирования развития на уровне автономных республик, краев, областей вследствие приоритета отраслевого принципа в государственном управлении;

  4. безальтернативность прогнозирования.