logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии

Местное самоуправление сложилось в западноевропейском обществе во времена становления современных правовых основ как главный противовес государственной власти, как инструмент гражданского общества, благодаря которому самоорганизующееся население получило возможность отстаивать свои права.

В концепции местного самоуправления, принятой в настоящее время в мире, получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а роль государства – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления, которые в этом отношении нужно отличать от органов государственной власти по их роли и функциям в обществе.

Полноценное управление государством из единого центра или даже из центров субъектов федерации (в федеративном государстве) невозможно. Именно по этой причине в любой стране существуют муниципальные органы управления. Их существование продиктовано необходимостью управлять более мелкими территориальными единицами, причем управление это носит по преимуществу не политический, а хозяйственно-бытовой характер. Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены не в рамках государства или региона, а в рамках той непосредственной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и т. д. Все эти непосредственные жизненные потребности человек не может решить самостоятельно. В то же время они сосредоточены на небольшой территории, поэтому для их решения и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться для обеспечения непосредственных нужд ее жителей.

Отличие муниципальных органов власти от органов местного самоуправления заключается в том, что муниципальные органы власти служат низшим звеном органов государственной власти, они полностью подконтрольны вышестоящим органам власти и не имеют значительной самостоятельности. Именно так обстоят дела во всех авторитарных и тоталитарных государствах.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, являются инструментом осуществления подлинного народовластия, самостоятельного обеспечения населением своих нужд, поэтому эти органы имеют достаточно высокую автономию в области управления. Органы власти государства в этом отношении лишь надзирают за соблюдением законов органами местного самоуправления, но не вмешиваются в их сферу компетенции. Разделить эти сферы между органами государственной власти и органами местного самоуправления гораздо проще, чем между органами государственной власти федерации и субъекта федерации, так как в этом случае речь идет о разделении полномочий между принципиально разными по природе органами. Именно подобное положение вещей характеризует демократическое общество.

Понятие «местное самоуправление» многопланово и может быть рассмотрено в различных смысловых контекстах:

Мы можем сформулировать следующее общее определение.

Местное самоуправление имеет свои атрибуты и критерии170.

Атрибутами местного самоуправления в соответствии с действующим европейским и российским законодательством являются:

  1. территория,

  2. население,

  3. выборные органы,

  4. формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении,

  5. местный бюджет,

  6. местные налоги и сборы,

  7. муниципальная собственность,

  8. местные нормативные акты.

Лишь наличие всех этих атрибутов позволяет говорить о реальном местном самоуправлении.

В качестве критериев местного самоуправления можно выделить:

  1. оформленность территории,

  2. определенность порядка выборов органов самоуправления и организации их деятельности,

  3. наличие правовой базы для деятельности и ответственности за ее результаты,

  4. управление в интересах населения, наличие механизмов участия населения в этом управлении,

  5. разделение предметов ведения и полномочий между должностными лицами местного самоуправления,

  6. обеспеченность местным бюджетом и муниципальной собственностью,

  7. наличие развитого гражданского и правового сознания,

  8. преобладание мер организации над принуждением,

  9. доступность должностных лиц местного самоуправления для граждан.