5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
Мировая практика в отношении состава судебных органов и порядка их назначения различна. В состав судебных учреждений кроме судей могут входить и другие категории государственных служащих: судебные следователи, прокуроры (в тех государствах, где прокуратура не выделена в особую систему), секретари и др. В составе различных судов может быть различное количество судей.
Формирование низших судов в некоторых штатах США и коммунистических государствах происходит путем избрания населением, а высшие суды избираются соответствующими представительными органами. В некоторых странах на первый срок судьи назначаются президентом, а затем избираются парламентом. Но в большинстве государств действует та же модель, что и в России: назначение президентом.
К судьям предъявляются различные требования, которым они должны соответствовать. Важнейшим из этих требований является возрастной ценз. Устанавливается минимальный возраст, по достижении которого гражданин может быть избран или назначен судьей, а также максимальный возраст. Судьи избираются на свою должность пожизненно, а поэтому установление возрастных рамок имеет большое значение для обеспечения адекватности судопроизводства. Предельный возраст исполнения судьями их обязанностей колеблется в среднем от 65 до 75 лет161. Согласно ст. 119 Конституции РФ в Российской Федерации судьей может быть назначено лицо по достижении им 25 лет. Для судей, кроме судей Конституционного Суда РФ, установлен предельный возраст 65 лет.
Кроме возрастного ценза, к судье предъявляется требование о наличии у него высшего юридического образования, а также сравнительно длительная работа на других юридических специальностях, сдача особого (практического) экзамена, обладание незапятнанной репутацией (иногда это относится и к его близким), наличие жизненного опыта. Кроме юридических требований, зафиксированных в нормативных документах, существуют и некоторые традиции.
В Российской Федерации судья должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции РФ). К работе подобного рода относится стаж преподавателя юридических дисциплин и работа на отдельных неюридических должностях в органах государственной власти и местного самоуправления. Для высших органов судебной власти существует более длительный стаж работы и особый возрастной ценз.
Судьей не может быть человек, совершивший порочащие его поступки как до, так и после назначения на эту должность. Гражданин не должен быть замечен ни в чем, что может опорочить авторитет судебной власти, его достоинство и вызвать сомнение в его беспристрастности, справедливости и объективности. Судья не может быть членом политической организации и даже просто участником какого-либо политического мероприятия, он не может быть депутатом законодательного органа и совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой деятельностью кроме научной, преподавательской и творческой. Эти требования не только должны обеспечить политическую беспристрастность судьи, но и прямо следуют из принципа разделения властей.
Существуют и медицинские требования к судьям. Перед назначением на должность судьи кандидат проходит медицинское освидетельствование на предмет возможности занимать эту должность. Существует специальный перечень критериев, утвержденный Министерством здравоохранения РФ, при несоответствии которым гражданин не может быть назначен судьей.
Перед назначением на должность судьи гражданин должен сдать соответствующий экзамен и получить представление квалификационной коллегии.
Обеспечение независимости судебной власти, в первую очередь, означает защиту судей от давления со стороны представителей остальных ветвей власти, прежде всего исполнительных органов, которые обладают для этого достаточным аппаратом. Защита судей проявляется в реализации трех оснований судейского статуса, закрепленных в Конституции РФ.
1. Судьи независимы, они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ). В случае установления при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа закону суд принимает решение в соответствии с законом (п. 2 ст. 120 Конституции РФ). В процессе осуществления судебного процесса на судью исключается всякое постороннее воздействие, за которое он не обязан отчитываться перед кем-либо. Независимость судьи также обеспечивается высоким материальным обеспечением со стороны государства и особым порядком приостановления и прекращения полномочий.
Судейское самоуправление является важнейшим инструментам обеспечения независимости судей. Оно выражается в существовании системы судейских коллегий, которые дают согласие на назначение и отстранение судей, образуя целостное судейское сообщество, способное защитить отдельного судью от давления властей.
2. Судьи несменяемы (п. 1 ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 2 июня 1992 г.162 В этом законе, в частности, не только зафиксирована необходимость согласия органов судебного самоуправления на приостановление или прекращение полномочий судьи, но и перечислены конкретные основания, на которых такое решение может быть принято: в случае занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи; при совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи; при отказе от перевода в другой суд в связи с упразднением и реорганизацией данного суда и т. д. Как видно, основания носят в основном дисциплинарный и формальный характер, что значительно затрудняет отстранение добросовестного судьи органами государственной власти163.
3. Судьи неприкосновенны (п. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (п. 2 ст. 122 Конституции РФ). Решение об уголовной ответственности судьи принимается лично Генеральным прокурором РФ (или исполняющим его обязанности) на основании судебной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ или высшего суда субъекта РФ (в случае если речь идет о судьях судов низшей категории). Кроме того, необходимо получение согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (за исключением судей Конституционного Суда РФ, для привлечения которых к уголовной ответственности необходимо согласие самого Конституционного Суда). К административной ответственности судья привлекается аналогичной коллегией из трех судей по представлению Генерального прокурора РФ. Дисциплинарные взыскания на судью может накладывать только квалификационная коллегия соответствующего суда. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы.
При всей разработанности этих мер они могут носить и чисто декларативный характер. «Слабость» судебной власти требует необходимой поддержки независимости судей со стороны гражданского общества.
Вместе с судьями в процессе осуществления судопроизводства участвуют заседатели – представители населения, вовлекаемые в процесс осуществления правосудия для обеспечения его большей объективности. Существует три разновидности заседателей: народные, присяжные и арбитражные.
Народные заседатели существовали в процессе советского судопроизводства и в первые годы существования судопроизводства российского. Они исполняли обязанности судей на непрофессиональной основе. Ими становились граждане РФ (кроме священников, инвалидов, военнослужащих и лиц, не владеющих языком, на котором идет процесс) моложе 70 лет, не имевшие детей до трех лет. Большинство дел общей юрисдикции в то время рассматривалось судом, в состав которого входили судья и два народных заседателя. Заседатели и судья имели равные права и в установлении виновности, и в вынесении приговора, который они определяли в специальной совещательной комнате путем голосования.
Несмотря на то что народные заседатели были в составе суда в большинстве, реально вся полнота власти в нем принадлежала профессиональному судье, так как только он, в большинстве случаев, мог квалифицированно решать юридические вопросы. Поэтому при видимости народного представительства оно было фикцией. 1 января 2004 г. народные заседатели в судах были упразднены.
В настоящее время уголовные дела с предполагаемым наказанием до 10 лет (иногда до 15 лет) рассматриваются одним судьей, дела с более строгим возможным наказанием – тремя профессиональными судьями или судом присяжных (один судья и 12 присяжных заседателей) по выбору подсудимого. Гражданские дела также рассматриваются одним или тремя профессиональными судьями.
Присяжные заседатели являются представителями народа, но обладают ограниченной компетенцией. Они выбираются из населения, как и народные заседатели, но в отличие от последних не могут принимать решение по вопросам права. Они только утверждают факт виновности или невиновности подсудимого, после чего профессиональный судья выносит приговор. Присяжные не могут вмешиваться в вынесение приговора164.
Подобная система решения позволяет совместить непрофессиональность присяжного заседателя в юридической сфере с его независимостью от профессионального судьи. Для установления факта виновности или невиновности подсудимого присяжному достаточно оценивать доказательность или недоказательность выдвинутых обвинений, что вполне может сделать человек, не имеющий юридического образования. Судья впрямую не входит в коллегию присяжных и не может давить на них в процессе голосования. Но он свободен в назначении наказания в рамках вынесенного присяжными вердикта.
Арбитражные заседатели участвуют в ряде арбитражных процессов. Их избирают не из состава всего населения, а из определенной его группы. Арбитражные заседатели должны иметь возраст выше 25 лет, высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, работать по специальности или предпринимателем не менее 5 лет. Список возможных арбитражных заседателей формируется на основании предложений торгово-промышленных палат и профессиональных объединений. У арбитражных заседателей, таким образом, хватает квалификации для участия в процессе на равных правах с профессиональным судьей.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе