5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
Функции Правительства Российской Федерации определены его положением в системе исполнительной власти и конституционным статусом, который определяет, что правительство осуществляет исполнительную власть (п. 1 ст. 110 Конституции РФ).
Правительство РФ функционирует в качестве высшего органа исполнительной власти РФ. Ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президенту РФ) и в конечном счете – все другие федеральные исполнительные органы. Правительству подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения федерации и по вопросам совместного ведения федерации и субъектов РФ. Исключение составляют лишь вопросы исключительных предметов ведения субъектов федерации, по которым в соответствии со ст. 73 Конституции РФ субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В этом отношении существует четкое разделение функций между институтами президента и правительства: деятельность президента носит по преимуществу стратегический характер, в то время как правительство занято вопросами тактического управления в тех рамках, которые были намечены решениями президента.
В своей деятельности Правительство РФ координирует и обеспечивает единство деятельности органов исполнительной власти. Силовые министерства традиционно подчиняются непосредственно президенту, а не председателю правительства. Тем не менее именно правительство координирует их деятельность наряду с теми министерствами и ведомствами, которые подчинены председателю правительства.
Правительство осуществляет непосредственную управленческую деятельность на территории всей страны.
Для исполнения своих функций в системе государственной власти правительство наделено правом издавать нормативные акты. «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение» (п. 1 ст. 115 Конституции РФ). Нормативные акты может издавать как правительство в целом, так и отдельные его структурные единицы. Внутри министерств и ведомств функционирует разветвленная система нормативных актов; при этом нормативные документы нижестоящей инстанции не должны противоречить нормативным актам вышестоящей.
«Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации» (п. 1 ст. 115 Конституции РФ). Именно это положение обеспечивает единство властной вертикали органов исполнительной власти, подотчетной правительству.
«Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (п. 3 ст. 115 Конституции РФ). В данном положении Конституции фиксируется вторичность нормативных актов правительства не только по отношению к нормативным актам законодательной власти, что действительно для любых актов исполнительной власти вообще, но и по отношению к указам президента. Таким образом устанавливается юридическая подконтрольность правительства президенту, а значит, и единство вертикали исполнительной власти на высшем уровне. Прерогатива отмены нормативных актов правительства принадлежит тоже президенту (существует, конечно, возможность их судебной отмены), таким образом устанавливается неподконтрольность правительства Федеральному Собранию в исполнении его текущей деятельности. Ответственность правительства перед законодательной властью носит весьма ограниченный характер.
Правительство Российской Федерации с целью выполнения его функций имеет следующие полномочия:
Разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ст. 114 Конституции РФ). В рамках этого положения возможно серьезное противостояние правительства и Государственной Думы, которое позволяет законодательной власти влиять на проведение государственной политики, иногда весьма значительно.
Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114 Конституции РФ). По этим вопросам ни один законопроект не может быть поставлен на обсуждение в Государственной Думе без заключения Правительства РФ.
Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (п. «в» ст. 114 Конституции РФ).
Осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ).
Осуществляет меры по обеспечению обороноспособности страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (п. «д» ст. 114 Конституции РФ). В этой области возможности правительства значительно ограничены полномочиями президента, который осуществляет здесь главное регулирование.
Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ст. 114 Конституции РФ).
Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ).
Как видно из этого списка, полномочия Правительства Российской Федерации охватывают несколько сфер государственной и общественной жизни, при этом роль правительства в каждой из этих сфер различна. В сфере обеспечения прав и свобод личности правительство не обладает нормотворческими правами, а лишь осуществляет деятельность по обеспечению выполнения федеральных законов, которыми и регулируется эта сфера. В сфере экономики в настоящее время действует политика отказа от непосредственного управления, а потому главной правительственной деятельностью является регулирование, создание условий для плодотворного функционирования экономики. В социальной сфере правительство ориентируется на государственную поддержку, которая и составляет стержень социальной политики государства. В сфере духовной жизни правительство ориентировано на стимулирование плюрализма и контроль за соблюдением законодательства РФ. В сфере обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений правительство осуществляет прямое управление и контроль.
Подробный перечень полномочий Правительства Российской Федерации закреплен в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.157
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе