logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации

Функции Правительства Российской Федерации определены его положением в системе исполнительной власти и конституционным статусом, который определяет, что правительство осуществляет исполнительную власть (п. 1 ст. 110 Конституции РФ).

    1. Правительство РФ функционирует в качестве высшего органа исполнительной власти РФ. Ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президенту РФ) и в конечном счете – все другие федеральные исполнительные органы. Правительству подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения федерации и по вопросам совместного ведения федерации и субъектов РФ. Исключение составляют лишь вопросы исключительных предметов ведения субъектов федерации, по которым в соответствии со ст. 73 Конституции РФ субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В этом отношении существует четкое разделение функций между институтами президента и правительства: деятельность президента носит по преимуществу стратегический характер, в то время как правительство занято вопросами тактического управления в тех рамках, которые были намечены решениями президента.

    2. В своей деятельности Правительство РФ координирует и обеспечивает единство деятельности органов исполнительной власти. Силовые министерства традиционно подчиняются непосредственно президенту, а не председателю правительства. Тем не менее именно правительство координирует их деятельность наряду с теми министерствами и ведомствами, которые подчинены председателю правительства.

    3. Правительство осуществляет непосредственную управленческую деятельность на территории всей страны.

Для исполнения своих функций в системе государственной власти правительство наделено правом издавать нормативные акты. «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение» (п. 1 ст. 115 Конституции РФ). Нормативные акты может издавать как правительство в целом, так и отдельные его структурные единицы. Внутри министерств и ведомств функционирует разветвленная система нормативных актов; при этом нормативные документы нижестоящей инстанции не должны противоречить нормативным актам вышестоящей.

«Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации» (п. 1 ст. 115 Конституции РФ). Именно это положение обеспечивает единство властной вертикали органов исполнительной власти, подотчетной правительству.

«Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (п. 3 ст. 115 Конституции РФ). В данном положении Конституции фиксируется вторичность нормативных актов правительства не только по отношению к нормативным актам законодательной власти, что действительно для любых актов исполнительной власти вообще, но и по отношению к указам президента. Таким образом устанавливается юридическая подконтрольность правительства президенту, а значит, и единство вертикали исполнительной власти на высшем уровне. Прерогатива отмены нормативных актов правительства принадлежит тоже президенту (существует, конечно, возможность их судебной отмены), таким образом устанавливается неподконтрольность правительства Федеральному Собранию в исполнении его текущей деятельности. Ответственность правительства перед законодательной властью носит весьма ограниченный характер.

Правительство Российской Федерации с целью выполнения его функций имеет следующие полномочия:

  1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ст. 114 Конституции РФ). В рамках этого положения возможно серьезное противостояние правительства и Государственной Думы, которое позволяет законодательной власти влиять на проведение государственной политики, иногда весьма значительно.

  2. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114 Конституции РФ). По этим вопросам ни один законопроект не может быть поставлен на обсуждение в Государственной Думе без заключения Правительства РФ.

  3. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (п. «в» ст. 114 Конституции РФ).

  4. Осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ).

  5. Осуществляет меры по обеспечению обороноспособности страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (п. «д» ст. 114 Конституции РФ). В этой области возможности правительства значительно ограничены полномочиями президента, который осуществляет здесь главное регулирование.

  6. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ст. 114 Конституции РФ).

  7. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ).

Как видно из этого списка, полномочия Правительства Российской Федерации охватывают несколько сфер государственной и общественной жизни, при этом роль правительства в каждой из этих сфер различна. В сфере обеспечения прав и свобод личности правительство не обладает нормотворческими правами, а лишь осуществляет деятельность по обеспечению выполнения федеральных законов, которыми и регулируется эта сфера. В сфере экономики в настоящее время действует политика отказа от непосредственного управления, а потому главной правительственной деятельностью является регулирование, создание условий для плодотворного функционирования экономики. В социальной сфере правительство ориентируется на государственную поддержку, которая и составляет стержень социальной политики государства. В сфере духовной жизни правительство ориентировано на стимулирование плюрализма и контроль за соблюдением законодательства РФ. В сфере обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений правительство осуществляет прямое управление и контроль.

Подробный перечень полномочий Правительства Российской Федерации закреплен в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.157