logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.3.3. Альтернативные системы выборов

В 24 странах применяется система дополнительного членства. Здесь в рамках одной палаты совмещается два принципа представительства: общенародное представительство (как при партийных списках) и местное (как при простом большинстве голосов).

Эта система является компромиссной по своим достоинствам и недостаткам. Число полученных голосов и мест в парламенте при применении этой системы более пропорционально, чем при простом большинстве голосов, а связь избирателей и парламентариев лучше, чем при использовании системы партийных списков.

Существуют и некоторые тонкости. Так, весьма различается доля мест в парламенте, занимаемая в соответствии с партийными списками: 12 % (Тунис), 15 % (Гватемала), 1/5 (Азербайджан, Армения, Южная Корея), 1/4 (Италия), 1/3 (Сейшельские острова), 40 % (Мексика, Япония), 58 % (Сенегал), 64 % (Грузия).

Данная система имеет весьма значительные преимущества на стадии становления демократии. Она, во-первых, постепенно вводит в политическую культуру общества столь непривычную для тоталитаризма (особенно коммунистического) форму выборов, как партийные списки, а во-вторых, оставляет возможность в дальнейшем выбрать ту систему – простое большинство голосов или партийные списки, – которая наиболее подходит этому государству, исходя из его исторических, культурных и политических особенностей, влияние которых может проявиться в процессе становления парламентаризма.

Еще одной формой пропорционального представительства является система единого передаваемого голоса, которая способна довести показатель соответствия числа мест в парламенте с числом поданных голосов до 95–100 %. В этом случае в каждом из округов избиратели голосуют не за одного кандидата, а сразу за всех. Человек, пользующийся у них наибольшими симпатиями, получает 1 балл, а остальные – ниже, вплоть до нуля. От каждого из округов выбирается не один кандидат, а сразу несколько, чаще всего три. Для определения победителей используется квота, которая получается путем деления общего числа голосов на число мест плюс один. Сначала подсчитывают высшие баллы, и кандидаты, набравшие квоту, получают мандат парламентария. Потом, если остались вакантные места, из бюллетеней избирателей, давших победителям один балл, берутся вторые баллы и распределяются между оставшимися кандидатами. Определяются победители, и если места еще остались, то в бюллетенях, обеспечивших эту победу, берутся вторые (или даже третьи) баллы и т. д. до заполнения всех вакантных мест.

В этой системе, если партии выдвигают на выборы в каждом округе по несколько кандидатов, которые претендуют на вакантные места, появляется возможность общественного влияния на рост и отбор партийных кадров. Для подобной системы требуются маленькие избирательные округа, высокая политическая культура общества и устойчивость политической системы.

Данная система голосования действует на выборах в нижние палаты Ирландии, Мальты и Малави, на выборах в сенаты Ирландии и Австралии, верхнюю палату индийской ассамблеи. Она применяется в Тасмании при выборах в нижнюю палату, на президентских выборах в Шри-Ланке, на выборах местных органов власти в Северной Ирландии. Столь малое распространение объясняется организационными трудностями проведения.

Ограниченное голосование – это еще одна система, которая предназначена для осуществления пропорционального голосования на общенациональном уровне. В этом случае вся страна делится на большое число избирательных округов, но в каждом из них избирают не одного кандидата, как при простом большинстве голосов, а трех-пятерых, как при системе единого передаваемого голоса. В отличие от последней в системе ограниченного голосования каждый избиратель имеет право проголосовать только один раз за одного из кандидатов. Претенденты, занявшие первые три-пять мест по числу голосов, считаются избранными.

Данная система применяется в шести государствах. В Гвинее-Бисау, Лихтенштейне, Маврикии, Сан-Марино она действует только на выборах в нижнюю палату, в Испании и Японии – в верхнюю. До 1994 г. она распространялась и на выборы в нижнюю палату японского парламента, но была отменена из-за того, что обеспечивала преимущества правящей партии, которая могла при помощи скользких политических соглашений удерживать таким образом контроль над парламентом.

Недостаток этой системы в том, что она практически не оставляет шанса маленьким партиям получить серьезную поддержку избирателей, а также позволяет быть избранными кандидатам, не имеющим практически никакой поддержки, если лидер (или два лидера) соберут подавляющее число голосов.

Система ограниченного голосования в XIX–XX вв. имела широкое распространение в Европе (Испания, Португалия, некоторые округа Великобритании), но потом постепенно была вытеснена более совершенными технологиями. При высоком уровне пропорциональности по сравнению с системой простого большинства голосов она открыта манипуляциям и сговору, не застрахована от совершенно неожиданных результатов, в том числе и в масштабах страны.

Система простого большинства голосов, которая подвергалась значительной критике из-за своего несоответствия реальному положению дел, нашла достаточно действенные механизмы реагирования на этот вызов. Были разработаны сложные системы голосования, призванные обеспечить более справедливое представительство. Одной из таких систем стала система альтернативного голосования, которая признается сейчас одной из самых справедливых и в то же время самых простых для понимания избирателя.

От каждого округа выбирается по одному депутату, но избиратель имеет право не только на один голос: он ставит напротив фамилии человека, которого хочет избрать, цифру «1», а затем, по желанию, ставит цифру «2» напротив фамилии того кандидата, которого он предпочел бы во вторую очередь. После окончания голосования подсчитываются бюллетени с единицами, но если ни один кандидат не набрал 50 % + 1 голос, то распределяются голоса, которые отмечены цифрой «2». В итоге выбирается если и не самый популярный, то самый компромиссный кандидат.

Главным недостатком системы альтернативного голосования считается то, что в этом случае выиграть выборы может человек, которого предпочитает относительно небольшая доля населения, но который занимает устойчивое второе место в общественном сознании, то есть не вызывает антипатии у представителей других политических сил. В то же время представители политического спектра, имеющие сильную конфронтацию с остальными политическими силами, занимающие крайне маргинальную позицию, будут полностью вытеснены из власти, как это произошло с экстремистской партией Австралии «Единая нация», которая в 1998 г., набрав 8 % голосов избирателей, не получила ни одного места в парламенте.

Другим недостатком является достижение политического компромисса не в парламенте, а на подступах к нему, а потому четкие политические позиции смешиваются и вытесняются за пределы власти.

На данный момент такая система применяется только на выборах в нижнюю палату Австралии.

Еще одной системой, основанной на простом большинстве голосов, является перебаллотировка, которая значительно более распространена, хотя и основана на том же принципе, что и система альтернативного голосования.

Система перебаллотировки предполагает два тура голосования. В первом туре выбор осуществляется на основании простого большинства голосов. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого большинства национальных голосов 50 % + 1, то назначается второй тур, в ходе которого выбор осуществляется также на основании простого большинства голосов, но из списков для голосования вычеркиваются кандидаты, которые набрали меньшее число голосов.

Наиболее распространенный вариант системы перебаллотировки подразумевает, что во втором туре выборов принимают участие только два кандидата – те, которые заняли в первом туре первые два места, то есть получили наибольшее количество голосов избирателей.

Смысл подобной системы в том, чтобы позволить обществу, которое не может найти явного лидера, прийти к некоторому структурному компромиссу, когда представители слабейших политических сил соглашаются с тем кандидатом из доминирующий пары, который для них наименее неприятен.

У этой системы существуют серьезные недостатки. В частности, она обеспечивает еще худшую представительность и пропорциональность, чем системы альтернативного голосования и простого большинства голосов. То есть она является системой с худшими показателями адекватности выбора реальным политическим симпатиям.

Перебаллотировка не только вычищает из власти крайние силы политического спектра, что чрезвычайно опасно, так как приводит к общественной нестабильности, но и унифицирует выбор. Политические силы, нацеленные на реальные дела, при такой системе за исключением крайне редких случаев всегда будут проигрывать сторонникам сохранения существующего порядка вещей. В ситуации, когда обществу требуются реформы, но нет социального согласия о путях их проведения, данная система голосования может быть губительна. Кроме того, она очень дорого обходится государственной казне.

В данное время 25 государств на выборах в нижнюю палату применяют систему перебаллотировки. В некоторых странах она применяется на президентских выборах: это Беларусь, Болгария, Гватемала, Кипр, Перу, Сальвадор, Украина, Эквадор. В ряде стран (Азербайджан, Албания, Армения, Грузия, Венгрия, Литва) она выступает частью системы дополнительного членства.