3.3.3. Альтернативные системы выборов
В 24 странах применяется система дополнительного членства. Здесь в рамках одной палаты совмещается два принципа представительства: общенародное представительство (как при партийных списках) и местное (как при простом большинстве голосов).
Эта система является компромиссной по своим достоинствам и недостаткам. Число полученных голосов и мест в парламенте при применении этой системы более пропорционально, чем при простом большинстве голосов, а связь избирателей и парламентариев лучше, чем при использовании системы партийных списков.
Существуют и некоторые тонкости. Так, весьма различается доля мест в парламенте, занимаемая в соответствии с партийными списками: 12 % (Тунис), 15 % (Гватемала), 1/5 (Азербайджан, Армения, Южная Корея), 1/4 (Италия), 1/3 (Сейшельские острова), 40 % (Мексика, Япония), 58 % (Сенегал), 64 % (Грузия).
Данная система имеет весьма значительные преимущества на стадии становления демократии. Она, во-первых, постепенно вводит в политическую культуру общества столь непривычную для тоталитаризма (особенно коммунистического) форму выборов, как партийные списки, а во-вторых, оставляет возможность в дальнейшем выбрать ту систему – простое большинство голосов или партийные списки, – которая наиболее подходит этому государству, исходя из его исторических, культурных и политических особенностей, влияние которых может проявиться в процессе становления парламентаризма.
Еще одной формой пропорционального представительства является система единого передаваемого голоса, которая способна довести показатель соответствия числа мест в парламенте с числом поданных голосов до 95–100 %. В этом случае в каждом из округов избиратели голосуют не за одного кандидата, а сразу за всех. Человек, пользующийся у них наибольшими симпатиями, получает 1 балл, а остальные – ниже, вплоть до нуля. От каждого из округов выбирается не один кандидат, а сразу несколько, чаще всего три. Для определения победителей используется квота, которая получается путем деления общего числа голосов на число мест плюс один. Сначала подсчитывают высшие баллы, и кандидаты, набравшие квоту, получают мандат парламентария. Потом, если остались вакантные места, из бюллетеней избирателей, давших победителям один балл, берутся вторые баллы и распределяются между оставшимися кандидатами. Определяются победители, и если места еще остались, то в бюллетенях, обеспечивших эту победу, берутся вторые (или даже третьи) баллы и т. д. до заполнения всех вакантных мест.
В этой системе, если партии выдвигают на выборы в каждом округе по несколько кандидатов, которые претендуют на вакантные места, появляется возможность общественного влияния на рост и отбор партийных кадров. Для подобной системы требуются маленькие избирательные округа, высокая политическая культура общества и устойчивость политической системы.
Данная система голосования действует на выборах в нижние палаты Ирландии, Мальты и Малави, на выборах в сенаты Ирландии и Австралии, верхнюю палату индийской ассамблеи. Она применяется в Тасмании при выборах в нижнюю палату, на президентских выборах в Шри-Ланке, на выборах местных органов власти в Северной Ирландии. Столь малое распространение объясняется организационными трудностями проведения.
Ограниченное голосование – это еще одна система, которая предназначена для осуществления пропорционального голосования на общенациональном уровне. В этом случае вся страна делится на большое число избирательных округов, но в каждом из них избирают не одного кандидата, как при простом большинстве голосов, а трех-пятерых, как при системе единого передаваемого голоса. В отличие от последней в системе ограниченного голосования каждый избиратель имеет право проголосовать только один раз за одного из кандидатов. Претенденты, занявшие первые три-пять мест по числу голосов, считаются избранными.
Данная система применяется в шести государствах. В Гвинее-Бисау, Лихтенштейне, Маврикии, Сан-Марино она действует только на выборах в нижнюю палату, в Испании и Японии – в верхнюю. До 1994 г. она распространялась и на выборы в нижнюю палату японского парламента, но была отменена из-за того, что обеспечивала преимущества правящей партии, которая могла при помощи скользких политических соглашений удерживать таким образом контроль над парламентом.
Недостаток этой системы в том, что она практически не оставляет шанса маленьким партиям получить серьезную поддержку избирателей, а также позволяет быть избранными кандидатам, не имеющим практически никакой поддержки, если лидер (или два лидера) соберут подавляющее число голосов.
Система ограниченного голосования в XIX–XX вв. имела широкое распространение в Европе (Испания, Португалия, некоторые округа Великобритании), но потом постепенно была вытеснена более совершенными технологиями. При высоком уровне пропорциональности по сравнению с системой простого большинства голосов она открыта манипуляциям и сговору, не застрахована от совершенно неожиданных результатов, в том числе и в масштабах страны.
Система простого большинства голосов, которая подвергалась значительной критике из-за своего несоответствия реальному положению дел, нашла достаточно действенные механизмы реагирования на этот вызов. Были разработаны сложные системы голосования, призванные обеспечить более справедливое представительство. Одной из таких систем стала система альтернативного голосования, которая признается сейчас одной из самых справедливых и в то же время самых простых для понимания избирателя.
От каждого округа выбирается по одному депутату, но избиратель имеет право не только на один голос: он ставит напротив фамилии человека, которого хочет избрать, цифру «1», а затем, по желанию, ставит цифру «2» напротив фамилии того кандидата, которого он предпочел бы во вторую очередь. После окончания голосования подсчитываются бюллетени с единицами, но если ни один кандидат не набрал 50 % + 1 голос, то распределяются голоса, которые отмечены цифрой «2». В итоге выбирается если и не самый популярный, то самый компромиссный кандидат.
Главным недостатком системы альтернативного голосования считается то, что в этом случае выиграть выборы может человек, которого предпочитает относительно небольшая доля населения, но который занимает устойчивое второе место в общественном сознании, то есть не вызывает антипатии у представителей других политических сил. В то же время представители политического спектра, имеющие сильную конфронтацию с остальными политическими силами, занимающие крайне маргинальную позицию, будут полностью вытеснены из власти, как это произошло с экстремистской партией Австралии «Единая нация», которая в 1998 г., набрав 8 % голосов избирателей, не получила ни одного места в парламенте.
Другим недостатком является достижение политического компромисса не в парламенте, а на подступах к нему, а потому четкие политические позиции смешиваются и вытесняются за пределы власти.
На данный момент такая система применяется только на выборах в нижнюю палату Австралии.
Еще одной системой, основанной на простом большинстве голосов, является перебаллотировка, которая значительно более распространена, хотя и основана на том же принципе, что и система альтернативного голосования.
Система перебаллотировки предполагает два тура голосования. В первом туре выбор осуществляется на основании простого большинства голосов. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого большинства национальных голосов 50 % + 1, то назначается второй тур, в ходе которого выбор осуществляется также на основании простого большинства голосов, но из списков для голосования вычеркиваются кандидаты, которые набрали меньшее число голосов.
Наиболее распространенный вариант системы перебаллотировки подразумевает, что во втором туре выборов принимают участие только два кандидата – те, которые заняли в первом туре первые два места, то есть получили наибольшее количество голосов избирателей.
Смысл подобной системы в том, чтобы позволить обществу, которое не может найти явного лидера, прийти к некоторому структурному компромиссу, когда представители слабейших политических сил соглашаются с тем кандидатом из доминирующий пары, который для них наименее неприятен.
У этой системы существуют серьезные недостатки. В частности, она обеспечивает еще худшую представительность и пропорциональность, чем системы альтернативного голосования и простого большинства голосов. То есть она является системой с худшими показателями адекватности выбора реальным политическим симпатиям.
Перебаллотировка не только вычищает из власти крайние силы политического спектра, что чрезвычайно опасно, так как приводит к общественной нестабильности, но и унифицирует выбор. Политические силы, нацеленные на реальные дела, при такой системе за исключением крайне редких случаев всегда будут проигрывать сторонникам сохранения существующего порядка вещей. В ситуации, когда обществу требуются реформы, но нет социального согласия о путях их проведения, данная система голосования может быть губительна. Кроме того, она очень дорого обходится государственной казне.
В данное время 25 государств на выборах в нижнюю палату применяют систему перебаллотировки. В некоторых странах она применяется на президентских выборах: это Беларусь, Болгария, Гватемала, Кипр, Перу, Сальвадор, Украина, Эквадор. В ряде стран (Азербайджан, Албания, Армения, Грузия, Венгрия, Литва) она выступает частью системы дополнительного членства.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе