2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
Российское общество пытается эволюционировать в сторону демократии, преодолеть наследие коммунистического авторитаризма. Одной из главных проблем на этом пути является необходимость изжить господство бюрократии во всех сферах общественной жизни.
Существует несколько описаний сущности бюрократии. В основном бюрократизм характеризуется следующими чертами: формирование особого корпоративного сознания представителей аппарата управления, господство канцелярии и формалистики, превалирование буквы документа над его духом.
Бюрократия (бюрократизм как производное явление) – форма осуществления политико-социального управления, при которой центры исполнительной власти посредством разветвленной сети чиновников и административного аппарата оказываются сознательно оторванными от членов общества.
Происходит фактическая узурпации власти в силу ряда причин: нерационального устройства государственного аппарата, слабого правового регулирования власти, низкого уровня контроля за соблюдением процедур, недостаточной профессиональной компетентности чиновников.
В сущности же бюрократизм возникает из-за того, что деятельность по государственному управлению всегда является благоприятной возможностью для обеспечения собственного общественного положения, в том числе и в ущерб самому управлению. Если у государства нет возможности контролировать чиновников, а существующая система управления подразумевает сосредоточение в их руках большого набора функций, то бюрократизм становится неизбежен. В этом отношении бюрократизм является не принадлежностью какого-то определенного политического режима: он проявляется при любом режиме. При демократии же появляются возможности для общественного контроля над деятельностью чиновничества, что позволяет частично снизить негативные проявления этого феномена.
Из возможных положительных аспектов существования феномена бюрократии и бюрократизма следует отметить, что именно бюрократия создала условия для формирования таких сущностных характеристик современного государства, как безличность, абстрактность, независимость от отдельных личностей, партий и групп влияния.
Кроме того, бюрократия выступает не только как косная реакционная сила, препятствующая всяким новаторским проектам, но и как сдерживающий фактор, ограничивающий различные проявления политического и общественного авантюризма, способные принести большой вред обществу.
Развитие демократического сознания и основанного на нем правового способно стать ограничителем власти бюрократии и обеспечить общественный контроль над ее деятельностью, что в определенной степени будет способствовать установлению общественного контроля и над деятельностью государства.
Правовым государством следует называть государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенными механизмами социального контроля.
В целом для правового государства свойственны следующие сущностные характеристики49:
главенство закона и права во всех областях жизни общества и государства;
взаимная ответственность друг перед другом государства и личности, что выливается в защиту прав человека государством и в добровольное подчинение человека законам;
жесткое разделение властей, каждая из которых выполняет свои собственные функции.
В правовом государстве жизнедеятельность людей основывается на идеях и нормах права.
Западноевропейский опыт строительства и функционирования правового государства определяет следующие важнейшие положения его правовой основы:
рациональное отношение к государственному управлению, отказ от сверхъестественного понимания природы власти, принятие современной теории легитимности, считающей единственным носителем власти народ;
признание естественных (неотъемлемых) прав человека и их доминирование над законами государства, созданными людьми в соответствии с этими естественными правами;
верховенство закона, который является основанием власти и перед которым равны все граждане;
законодательное ограничение как власти правительства, так и власти большинства, способного к непродуманным действиям под влиянием неожиданного порыва;
представление о власти как о предназначенной для служения обществу, что подразумевает законодательное закрепление ответственности должностных лиц перед народом.
Построение правового государства возможно только посредством последовательного изменения общественного сознания, так как для достижения этой цели совершенно недостаточно создания правовой базы. Необходимо формирование общественного климата, способствующего тому, чтобы личность активно участвовала в происходящих в обществе процессах, признавала права других личностей и законы, а также активно защищала собственные права при их нарушении. Создание такого общества невозможно без формирования личности, характеризующейся определенными чертами.
Таким образом, построение правового государства подразумевает одновременное становление государства, общества и личности, характеризуемое следующими сущностными чертами50:
воспитание личности в духе уважения к праву;
обеспечение правовых методов достижения правовых целей, что подразумевает как разработку таких методов, так и принципиальный отказ общества от неправовых методов;
единство правового пространства и независимость права от местности, в которой оно применяется, и личности того, к кому оно применяется;
разделение властей;
развитие местного самоуправления, способного обеспечить осуществление непосредственных потребностей человека, живущего на той или иной территории;
признание международного права и взаимодействие с остальными государствами на его основе;
реальная демократизация отношений человека с органами государственной власти;
существование гражданского общества.
Гражданское общество, правовое государство и демократия являются взаимосвязанными феноменами, невозможными друг без друга.
Контрольные вопросы:
Дайте определение конституционного строя.
Каковы базовые принципы конституционного строя Российской Федерации?
Что такое государственный суверенитет?
Определите форму правления и политический режим в Российской Федерации.
Что представляет собой феномен бюрократии?
Каковы основные признаки правового государства?
Задания для углубленного изучения:
Как связаны между собой демократия, гражданское общество и правовое государство?
Проанализируйте перспективы построения гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе