logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации

Российское общество пытается эволюционировать в сторону демократии, преодолеть наследие коммунистического авторитаризма. Одной из главных проблем на этом пути является необходимость изжить господство бюрократии во всех сферах общественной жизни.

Существует несколько описаний сущности бюрократии. В основном бюрократизм характеризуется следующими чертами: формирование особого корпоративного сознания представителей аппарата управления, господство канцелярии и формалистики, превалирование буквы документа над его духом.

Происходит фактическая узурпации власти в силу ряда причин: нерационального устройства государственного аппарата, слабого правового регулирования власти, низкого уровня контроля за соблюдением процедур, недостаточной профессиональной компетентности чиновников.

В сущности же бюрократизм возникает из-за того, что деятельность по государственному управлению всегда является благоприятной возможностью для обеспечения собственного общественного положения, в том числе и в ущерб самому управлению. Если у государства нет возможности контролировать чиновников, а существующая система управления подразумевает сосредоточение в их руках большого набора функций, то бюрократизм становится неизбежен. В этом отношении бюрократизм является не принадлежностью какого-то определенного политического режима: он проявляется при любом режиме. При демократии же появляются возможности для общественного контроля над деятельностью чиновничества, что позволяет частично снизить негативные проявления этого феномена.

Из возможных положительных аспектов существования феномена бюрократии и бюрократизма следует отметить, что именно бюрократия создала условия для формирования таких сущностных характеристик современного государства, как безличность, абстрактность, независимость от отдельных личностей, партий и групп влияния.

Кроме того, бюрократия выступает не только как косная реакционная сила, препятствующая всяким новаторским проектам, но и как сдерживающий фактор, ограничивающий различные проявления политического и общественного авантюризма, способные принести большой вред обществу.

Развитие демократического сознания и основанного на нем правового способно стать ограничителем власти бюрократии и обеспечить общественный контроль над ее деятельностью, что в определенной степени будет способствовать установлению общественного контроля и над деятельностью государства.

В целом для правового государства свойственны следующие сущностные характеристики49:

  1. главенство закона и права во всех областях жизни общества и государства;

  2. взаимная ответственность друг перед другом государства и личности, что выливается в защиту прав человека государством и в добровольное подчинение человека законам;

  3. жесткое разделение властей, каждая из которых выполняет свои собственные функции.

В правовом государстве жизнедеятельность людей основывается на идеях и нормах права.

Западноевропейский опыт строительства и функционирования правового государства определяет следующие важнейшие положения его правовой основы:

  1. рациональное отношение к государственному управлению, отказ от сверхъестественного понимания природы власти, принятие современной теории легитимности, считающей единственным носителем власти народ;

  2. признание естественных (неотъемлемых) прав человека и их доминирование над законами государства, созданными людьми в соответствии с этими естественными правами;

  3. верховенство закона, который является основанием власти и перед которым равны все граждане;

  4. законодательное ограничение как власти правительства, так и власти большинства, способного к непродуманным действиям под влиянием неожиданного порыва;

  5. представление о власти как о предназначенной для служения обществу, что подразумевает законодательное закрепление ответственности должностных лиц перед народом.

Построение правового государства возможно только посредством последовательного изменения общественного сознания, так как для достижения этой цели совершенно недостаточно создания правовой базы. Необходимо формирование общественного климата, способствующего тому, чтобы личность активно участвовала в происходящих в обществе процессах, признавала права других личностей и законы, а также активно защищала собственные права при их нарушении. Создание такого общества невозможно без формирования личности, характеризующейся определенными чертами.

Таким образом, построение правового государства подразумевает одновременное становление государства, общества и личности, характеризуемое следующими сущностными чертами50:

  1. воспитание личности в духе уважения к праву;

  2. обеспечение правовых методов достижения правовых целей, что подразумевает как разработку таких методов, так и принципиальный отказ общества от неправовых методов;

  3. единство правового пространства и независимость права от местности, в которой оно применяется, и личности того, к кому оно применяется;

  4. разделение властей;

  5. развитие местного самоуправления, способного обеспечить осуществление непосредственных потребностей человека, живущего на той или иной территории;

  6. признание международного права и взаимодействие с остальными государствами на его основе;

  7. реальная демократизация отношений человека с органами государственной власти;

  8. существование гражданского общества.

Гражданское общество, правовое государство и демократия являются взаимосвязанными феноменами, невозможными друг без друга.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение конституционного строя.

  2. Каковы базовые принципы конституционного строя Российской Федерации?

  3. Что такое государственный суверенитет?

  4. Определите форму правления и политический режим в Российской Федерации.

  5. Что представляет собой феномен бюрократии?

  6. Каковы основные признаки правового государства?

Задания для углубленного изучения:

  1. Как связаны между собой демократия, гражданское общество и правовое государство?

  2. Проанализируйте перспективы построения гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.