logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.2.1. Субъект и объект государственного управления

Базовой характеристикой, делающей само государственное управление возможным, является власть. Власть как социальный институт возникла и развивалась вместе с человеческим обществом. Власть является основным инструментом социальной организации, без которого функционирование общества невозможно.

Можно выделить следующие элементы процесса государственного управления:

Государство как управляющая подсистема взаимодействует посредством прямых и обратных связей с обществом (управляемой подсистемой). Таким образом происходит процесс государственного управления.

Итак, субъектом управления выступает государство, прежде всего, благодаря существованию в нем государственного аппарата – совокупности организаций, органов и институтов, представляющих государственную власть в той или иной сфере.

Объектом государственного управления является общество и система общественных отношений.

Взаимодействие субъекта и объекта в системе государственного управления не может быть сведено к простому воздействию субъекта на объект. Субъект управления сам является частью объекта управления, так как включен в систему отношений, а поэтому развивается вместе с объектом, откликаясь на его трансформацию (в этом и заключено значение обратных связей в этой системе).

Обратные связи в системе государственного управления являются по преимуществу информационными. В случае отклонения системы от требуемого состояния возникает ответное воздействие, нацеленное на возвращение системы к прежнему состоянию. Но воздействие это еще требует управленческой реализации через субъект управления: субъект при помощи обратной связи реагирует на нежелательный результат и корректирует свою управленческую волю. В этом отношении принципиальной характеристикой системы государственного управления является управленческая гибкость субъекта, его способность адекватно реагировать на информационное воздействие обратных связей. Недостаточная гибкость чревата бюрократизмом и авторитаризмом, тяготением к административно-командному управлению, излишняя же гибкость – анархией и потерей управляемости.

Следует учитывать, что объект управления кроме изменения под воздействием субъекта способен и на самостоятельное развитие, мало того: объект управления всегда развивается самостоятельно, способность к развитию заложена в нем самом, оно происходит под воздействием сил, внутренне присущих самому объекту. Субъект управления только воздействует на эти силы с целью придать развитию объекта требуемую направленность.

Подобное воздействие может быть эффективным только при условии, если субъект владеет адекватной информацией о процессах, происходящих в объекте, и о реакции объекта на его управляющее воздействие. Иначе управляющее воздействие начинает приводить к нежелательным с точки зрения субъекта последствиям.

Это особенно актуально ввиду уже упоминавшегося свойства упрощения сложности объекта субъектом в процессе управления, что делает ограниченной возможность субъекта заведомо предсказать реакцию объекта на его управленческое воздействие. Таким образом, обратные связи обеспечивают успешность управления.

К этому же соображению мы приходим, следуя стремлению к экономии управленческого усилия. Управление оказывается заведомо более эффективным, если оно не навязывает объекту собственные тенденции развития, но использует в своих целях тенденции, уже содержащиеся в нем6.

В этом случае своевременно полученный по обратной связи информационный сигнал позволит слегка подкорректировать направление развития, чтобы затем по возможности не вмешиваться в его течение.

Древние китайские мудрецы считали наилучшим самое незаметное управление, а современные теоретики глобальных проблем выдвинули тезис: «Мысли глобально, действуй локально», справедливый для всех сфер управления. Столь сложная система, как государство, никогда не может быть понята полностью во всей совокупности существующих в ней взаимосвязей, а потому оказывается способна реагировать на воздействие совершенно неожиданным для управленца образом.

Государство, действующее в сложных условиях внешнего взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также внутреннего взаимодействия различных составных частей общества и самого государства, оказывается перед необходимостью гибко реагировать на изменения и внешних, и внутренних условий, адекватно усваивая получаемую информацию. В этом заключены свойственные ему «тенденции активного социально-производственного приспособления»7. Следовательно, в этом отношении государство является открытой системой.