Об авторе
Николай Михайлович Добрынин окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации, Свердловскую высшую партийную школу и Тюменский государственный университет, имеет дипломы инженера-механика и юриста.
Свою трудовую деятельность начал в пос. Березово Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 1968 г. Вначале работал в Березовской газопромысловой экспедиции техником-оператором газокаротажной партии, затем на Березовском авиапредприятии комплектовщиком, мотористом, механиком. В 1975 г. был избран первым секретарем Березовского райкома, в 1979 г. – Ханты-Мансийского окружкома комсомола. В 1982 г. утвержден заведующим промышленно-транспортным отделом Ханты-Мансийского окружкома партии. В 1985 г. избран вторым секретарем Няганьского горкома, в 1988 г. – первым секретарем Урайского горкома партии. С 1990 г. работал председателем комиссии по внешнеэкономическим связям Тюменского областного Совета народных депутатов. В 1991 г. назначен постоянным представителем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Тюменском областном законодательном собрании. В последние годы одновременно является заместителем главы администрации, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководителем представительства автономного округа – Югры в г. Тюмени. В 2001 г. – вице-губернатор Тюменской области, затем вновь – заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководитель представительства автономного округа – Югры в г. Тюмени. Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. С 2002 г. ведет преподавательскую деятельность.
С 1997 г. действительный член Международной академии топливно-энергетического комплекса, с 2003 г. действительный член Академии российских энциклопедий, с 2000 г. почетный профессор Тюменской государственной архитектурно-строительной академии.
Награжден орденом «Знак Почета» (1981 г.), орденом Почета (2003 г.), медалями.
Женат. Двое сыновей.
Автором изданы монографии:
Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1997. 167 с.;
Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1998. 239 с.;
Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2003. 468 с.;
Федерализм: Историко-методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2005. 368 с.;
Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005. 429 с.
Опубликованы статьи:
Правовое обеспечение взаимоотношений органов государственной власти Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в ее составе // Тюменский регион: Управление и самоуправление: Сб. науч. ст. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1995;
Конституционно-правовой статус Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и проблемы урегулирования взаимоотношений с Тюменской областью // Рос. юрид. журн. 1998. № 2. (Екатеринбург);
Конституционно-правовые основы отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами // Вестн. Тюм. ун-та. 1998. № 1;
Правовое регулирование отношений в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации // Особенности проведения конституционно-правовой реформы в Арктических регионах РФ: Сб. науч. ст. Салехард, 1998;
Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в его (ее) состав автономными округами // Гос-во и право. 1998. № 7. (Москва);
Статус Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа: Эволюция и проблемы взаимоотношений с Тюменской областью // Социально-экономические проблемы трансформации российского общества: Сб. науч. ст. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1998;
Регион нового типа как модель нового российского федерализма // Рос. юрид. журн. 2002. № 3 (35). (Екатеринбург);
Актуальные проблемы оптимизации модели государственного устройства России // Государственное строительство и право: Период. изд. науч. тр. кафедры государства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 2003. Вып. 5. (Москва);
Историко-методологические предпосылки построения модели нового российского федерализма // Рос. юрид. журн. 2003. № 4 (40). (Екатеринбург);
Конституционно-правовой статус автономных округов // Обеспечение прав и свобод коренных малочисленных народов Севера: Сб. науч. ст. по итогам науч.-практ. семинара. Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2003;
Межбюджетные отношения в системе нового российского федерализма: Проблемы, тенденции, перспектива // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4 (13). (Саратов);
Нефтегазовое право, региональное право и законодательство нефтегазового региона // Изв. вузов. Нефть и газ. Тюменский государственный нефтегазовый университет. 2003. № 6 (42). (Тюмень);
Оптимизационная модель государственного устройства Российской Федерации // Науч. вестн. ТЮИ МВД России. 2003. Вып. 2. (Тюмень);
Принципы и критерии построения системы нового российского федерализма // Вестн. Тюм. ун-та. 2003. № 1;
Региональное право в системе российского права // Рос. юрид. журн. 2003. № 3 (39). (Екатеринбург);
Реформа межбюджетных отношений в Российской Федерации: Природа, явление, исход // Вестн. Академии российских энциклопедий. 2003. № 4 (10). (Челябинск);
Российский федерализм: Образ и действительность // Конституции России 10 лет – опыт реализации: Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2003;
Российский федерализм: Проблемы и перспективы // Гос-во и право. 2003. № 11. (Москва);
Российский федерализм: Состояние, причины фантомности и неизбежность перехода к новому качеству // Вестн. Тюм. ун-та. 2003. № 3;
Экономический федерализм, программирование регионального развития как базовые элементы новых федеративных отношений в России // Вестн. Российского государственного торгово-экономического ун-та. 2003. № 3. (Москва);
Бюджетный федерализм в России: Генезис, эволюция, необходимость перемен // Федерализм. 2004. № 2. (Москва);
Бюджетный федерализм в структуре нового российского федерализма: Сущность, опыт, действительность // Проблемы укрепления государственности и обеспечения верховенства закона: Сб. материалов науч.-практ. конф., посвященной 45-летию юридического образования в ДВГУ. Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2004;
К вопросу о методологии исследования феномена российского федерализма // Право и политика. 2004. № 1 (49). (Москва);
К вопросу о построении концептуальной модели нового российского федерализма: Проблема оценки эффективности регионального управления // Вестн. Новосиб. ун-та. 2004. Вып. 3;
Конституционализм и российский федерализм: Природа, опыт, неизбежность реформ // Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития: Сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004;
Конституционная ответственность: Теория, специфика // Проблемы права. 2004. № 1. (Челябинск);
Конституционная реформа и формирование новых федеративных отношений: Реальность и закономерность // Свободная мысль – XXI. 2004. № 1 (1539). (Москва);
Концептуальная модель нового российского федерализма и системный подход в ее оптимизации // Право и политика. 2004. № 3 (51). (Москва);
Междисциплинарный и технократический подход к исследованию проблем российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 2. (Москва);
Межотраслевой характер оптимизации моделирования нового российского федерализма: Сущность, целостность, необходимость // Северо-Кавказский юрид. вестн. 2004. № 1. (Ростов-на-Дону);
Методология моделирования государственного устройства Российской Федерации // Правовая наука и реформа юридического образования. Административная реформа в России. Политико-правовое и управленческое измерение: Сб. науч. ст. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004. Вып. 16;
Мировой и отечественный опыт развития моделей федеративного государства и новый российский федерализм: Анализ, актуальность изменений, прогноз событий // Южно-Уральский юридический вестн. 2004. № 1 (33). (Челябинск);
Новый российский федерализм и конституционная ответственность: Системный анализ и технократический подход // Право и политика. 2004. № 4 (52). (Москва);
Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность ожидаемых перемен // Журн. рос. права. 2004. № 3. (Москва);
Новый российский федерализм и региональное право: Состояние, практика, необходимость // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1 (14). (Саратов);
Новый российский федерализм: Природа, действительность, актуальность перемен // Нов. Федерация. 2004. № 1. (Москва);
Принципы финансово-экономического выравнивания и основы изменения субъектного состава Российской Федерации // Федерализм и местное самоуправление в России и Германии: Современные тенденции развития: Материалы международного науч.-практ. семинара. 1–2 окт. 2004 г. Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004;
Проблемы разграничения предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Гос-во и право. 2004. № 5. (Москва);
Российский федерализм: Фантомная сущность, факторный анализ и закономерности // Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов: Сб. материалов Всерос. конф. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004;
Технология оптимизации модели государственного устройства в России: Математические методы, совокупность, неизбежность // Вестн. Тюм. ун-та. 2004. № 1;
Финансово-экономическое выравнивание территорий как основополагающий принцип совершенствования государственного устройства Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2004. № 4. (Екатеринбург);
Новый федерализм и реформа государственного управления: Опыт, тенденции, перспективы // Федерализм. 2005. № 2 (38). (Москва);
От федерализма к корпоративному государству // Свободная мысль – XXI. 2005. № 6 (1556). (Москва);
Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений // Гос-во и право. 2005. № 2. (Москва);
Формирование зрелого гражданского общества как обязательное условие становления нового федерализма: Генезис, эволюция и возможности // Право и политика. 2005. № 7 (67). (Москва);
Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений // Гос-во и право. 2005. № 2. (Москва);
Размышления о проблемах совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации и участия субъектов Российской Федерации в социально-экономическом развитии государства // Право и политика. 2005. № 8 (68). (Москва);
Концептуальные подходы в оценке механизма общественного контроля за государственной публичной властью в конституционно-правовой действительности Российской Федерации // Право и политика. 2005. № 9 (69). (Москва);
Конституционное право и проблема оптимизации государственного устройства Российской Федерации: состояние, перспективы // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3 (20). (Саратов);
Реформа государственного управления в России как необходимость становления новых федеративных отношений: практика, специфика, закономерности // Рос. юрид. журн. 2005. № 3. (Екатеринбург);
Конституционно-правовые аспекты бюджетной обеспеченности реализации социальных гарантий граждан в Российской Федерации и проблема монетизации льгот // Право и политика. 2005. № 11 (70). (Москва);
Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6. (Москва);
Общественный контроль и власть: политико-правовое и историческое исследование // Рос. юрид. журн. 2006. № 1 (Екатеринбург);
Российский федерализм: неизбежность системной реконструкции // Федерализм. 2006. № 2 (Москва);
Российский федерализм и необходимость его совершенствования // Проблемы совершенствования федеративного устройства Российской Федерации: Сб. науч. ст. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2006.
В соавторстве изданы:
Учебное пособие по местному самоуправлению. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2001;
Справочник по вопросам права для государственных служащих: Информ.-метод. изд. Ханты-Мансийск: ГУП ХМАО «Информационно-издательский центр», 2002;
ИГиП. Штрихи к портрету. Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2005.
1Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М., 2004. С. 12
2Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 30.
3Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 33–34.
4Атаманчук Г. Н. Теория государственного управления. М., 2004. С. 157.
5Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 176.
6Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М., 2004. С. 61.
7Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М., 2004. С. 63.
8Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 160.
9Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 40–44.
10Чиркин В. Е. Государственное управление: Элементарный курс. М., 2002. С. 58–59.
11Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 181.
12Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 181–182.
13Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. М., 2000. С. 393.
14Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. М., 2000. С. 420–434.
15Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с. англ. М., 2004. С. 5.
16Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с. англ. М., 2004. С. 31–32.
17Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с. англ. М., 2004. С. 30.
18Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с. англ. М., 2004. С. 40.
19Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 43.
20Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2004. С. 14.
21Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2002. С. 366.
22См., напр.: Поляков А. В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб., 2003. С. 546; Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999. С. 192; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4 т. Т. 1–2. Часть общая / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М., 2000. С. 688.
23См., напр.: Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. 9-е изд., испр. и доп. М., 2002. С. 85.
24Ленин В. И. О государстве и праве. Сб. произв. и док-тов в 2-х тт. Т. 1. М., 1958. С. 216, 219, 226–230.
25См., напр.: Петров В. С. Тип и форма государства. Л., 1967. С. 101–104.
26Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002. С. 296–299.
27Подберезкин А. Международный опыт и особенности российского федерализма //http://www.nasled.ru/structure/01.htm
28Федерализм: Энциклопедия. М., 2000. С. 206.
29Евсеенко Т. П., Солопова Н. С. Конфедерация как форма государственного устройства // Федерализм. 2004. № 1. С. 50.
30Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Савченко Е. С. и др. Муниципальное управление: Учебное пособие для ВУЗов / Под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М., 2002. С. 153–155.
31Ф – полномочия федерации; С – полномочия субъектов; К – конкурирующие (совместные) полномочия; с – полномочия сообществ в Бельгии; р – полномочия регионов в Бельгии; + – асимметричное использование полномочий; 1 – требуется принятие соответствующего закона или согласие правительства субъекта; 2 – требуются консультации с правительством субъектов; 3 – регулирование банковского дела – в компетенции федерации, сбережения и кредитные союзы – в компетенции субъектов; 4 – федеральные законы в данной сфере реализуются субъектами федерации; * – правительства кантонов имеют право устанавливать стандарты в пределах, определенных федеральным законодательством; ** – регулируется рамочным законодательством, согласно которому федеральное правительство может только устанавливать общие принципы; *** – земли в случае необходимости могут осуществлять законодательную деятельность в области уголовного и гражданского права в пределах своей компетенции. Если в конституции отсутствует прямое или подразумеваемое указание на принадлежность полномочия, соответствующая ячейка таблицы будет пустой.
32Введенский В. Г., Горохов А. Ю. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. М., 2002. С. 67–71.
33Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999. С. 187.
34Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 3 изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 198–199.
35 Автономов А. С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий. М., 1999.
36 Васкес Х. М., Бо Дж. Россия: переход к новому федерализму. Учебные материалы Института Всемирного Банка. Сер. «Бюджетно-налоговая децентрализация». М., 2002. С. 3.
37Зенков В. Ультиматум тридцати двух // Российская газета. 1999. 26 авг.
38Мазуров А. В. Конституция и общественная практика. М., 2004. С. 284.
39Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 262.
40См., напр.: Паин Э. А. Новые административные реформы и их влияние на этнополитические процессы в России // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / Под ред. Р. С. Хакимова. Казань, 2004. С. 655.
41 Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 25. М.: Политиздат, 1976; Ленин В. И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. М.: Политиздат, 1980.
42Атаманчук Г. Н. Теория государственного управления. М., 2004. С. 230.
43Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 72.
44Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 109.
45Атаманчук Г. Н. Теория государственного управления. М., 2004. С. 225.
46Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 51.
47Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 198–199.
48Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 204.
49Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 126–127.
50Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 80–81.
51Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с. англ. М., 2004. С. 83.
52Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 77.
53Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 83.
54Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 114.
55Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 130.
56Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 130.
57Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 32.
58Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 36–37.
59Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М., 2003. С. 402–424.
60Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 67.
61Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001. С. 162.
62Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М., 2003. С. 232.
63Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 101.
64Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001. С. 151–154.
65Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 103.
66Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 135.
67Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001. С. 127–129.
68Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 160.
69Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 178.
70Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 187–188.
71Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М., 2003. С. 425–443.
72Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 224–225.
73Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 255.
74Государственное управление и государственная служба за рубежом. СПб., 1998. С. 256.
75Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 19.
76Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 61.
77Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 22.
78Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 13.
79Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 66–67.
80Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 19.
81Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 34–35.
82Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 39.
83Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 101–102.
84Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 45–46.
85Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 47.
86Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 111.
87Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 131.
88Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 165.
89Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 66.
90Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 54.
91Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 77.
92Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 179.
93Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 64–65.
94Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 92.
95Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 85.
96Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 66.
97Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 183–184.
98Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 196.
99Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 346–348.
100Захаров Н. А. Система русской государственной власти. М., 2002. С. 319–320.
101Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 77.
102Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 200.
103Учреждение для управления губерний 7 ноября 1775 года // Российское законодательствоX–XXвеков: В 9 т. Т. 5 «Законодательство периода расцвета абсолютизма». М., 1987. С. 167–320; Каменский А. Б. Центральное и местное управление и территориальное устройство в контексте реформXVIIIвека // Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 58–99.
104Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 130.
105Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 244.
106Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 144–145.
107Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 286–295.
108Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 343–344.
109Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 203.
110Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 199–200.
111Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 352.
112Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 215.
113Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 217.
114Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 408–410.
115Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 236–237.
116Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 258.
117Малышева Е. П. Административно-территориальное устройство России // Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 202–241.
118Куликов В. И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 285.
119Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 473.
120Щепетев В. И. История государственного управления в России. СПб., 2004. С. 487–488.
121Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991–2001. СПб., М., 2002. С. 319–322.
122Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 181.
123Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С. 184.
124Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 269.
125Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2004. С.68.
126Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 182.
127Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 279–280.
128Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 284–285.
129Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С. 195.
130Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 187–189.
131Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2004. С.66.
132Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 97.
133Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 303–304.
134Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 162.
135Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 315–317.
136Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 172–174.
137Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С. 220.
138Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 323–324.
139См., напр.: Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 166.
140См., напр.: Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 192.
141Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 168.
142Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 320–323.
143Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2004. С. 57.
144Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2004. С. 58.
145См., напр.: Распоряжение Президента РСФСР от 31 августа 1991 г. № 33-рп «Обутверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях,областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде» // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (распоряжение опубликовано небыло); Распоряжение Президента РСФСР от 14 октября 1991 г. № 55-рп «Вопросы организации работы представителей Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге» // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (распоряжение опубликовано не было). Данные акты на сегодня утратили силу.
146Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 6. Ст. 481. Этот указ был отменен п. 6 указа Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421.
147Собрание законодательства РФ. 1997. № 28. Ст. 3421.
148Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
1491 декабря 2005 г. состоялось объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект федерации – Пермский край.
150В октябре 2005 г. в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа появился новый субъект федерации – Красноярский край.
151Собрание законодательства РФ. 2000. № 34. Ст. 3473.
152См.: Безруков А. В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. № 1. С. 115; Он же. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 31; Некрасов С. И. Федеральные округа – новое звено в вертикали российской власти // Журнал российского права. 2001. № 11. С. 20.
153Медушевский А. Н. От договорного федерализма к централизованному: Полномочные представители как инструмент реализации скрытых полномочий президента // Россия в условиях трансформации: Материалы историко-политического семинара. М., 2001. Вып. 11. С. 26, 32–33.
154Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 333–336.
155Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С. 230–231.
156Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 234.
157СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
158Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 242.
159Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 209.
160Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 209–210.
161Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 344.
162Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
163Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 256–257.
164Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 257.
165Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. М.; Р-н-Д, 2000. С. 16.
166Маршалова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998. С. 80.
167 Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. С. 22–28.
168Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998. С. 237–238.
169Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М., 2002. С. 99.
170Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 245–246.
171Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2004. С. 143–144.
172СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
173СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
174СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
175СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
176СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.
177СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 486.
178Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 106.
179Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 106.
180Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 106.
181Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 107.
182Постановление Правительства РФ № 65 «О федеральном реестре муниципальных образований» от 19 января 1998 г.
183Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 282–284.
184Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 184.
185Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004. С. 186.
186Чиркин В. Е. Публичное управление: Учебник. М., 2004. С. 297.
187Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 310–311.
188Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 314.
189Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 316.
190Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 318.
191Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 430–431.
192Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 446.
193Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 480.
194Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 314.
195Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 72.
196Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с. англ. М., 2004. С. 5.
197Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 181.
198Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. Том 1. Пер. с англ. М., 2004. С. 114.
199Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 318.
200Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 162.
201Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 316.
202Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 209.
203Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002. С. 446.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе