2.1.2. Административно-территориальное деление
Пространственный географический каркас государственного устройства составляет административно-территориальное деление территории страны.
Административно-территориальное деление – способ деления территории страны на части с целью формирования территориально распределенного механизма государственного управления, система пространственных ареалов деятельности органов государственной власти и управления.
Формирование административно-территориального деления (АТД), вне зависимости от подходов и способов, зачастую процесс длительный. Он идет по двум основным направлениям.
Во-первых, как правило, формирование АТД носит отчасти «стихийный» характер. Выделение территориальных единиц происходит под влиянием естественно-географических факторов обособления территорий, обуславливается национальным и конфессиональным составом населения, сформировавшейся системой хозяйственных, экономических, социальных, культурных связей, создающих относительно обособленную от других социально-территориальную общность. Учет исторически сложившихся границ между социально-территориальными общностями дает основания говорить о существовании «естественных» административно-территориальных образований.
Во-вторых, АТД является результатом воплощения в жизнь той или иной концепции упорядочения организации публичной власти и социально-экономических процессов в стране, повышения эффективности государственного управления. Формирование административно-территориальной структуры страны на основе критерия целесообразности в решении каких-либо управленческих задач рассматривается как создание «искусственных» административно-территориальных единиц.
Для многих государств (и не всегда это государства «старые») характерна консервация некоторых устарелых административно-территориальных форм. В качестве самостоятельных административно-территориальных единиц нередко сохраняются образования, уже утратившие реальную экономическую и демографическую основу. Возможно несоответствие между статусом городских или сельских территорий, полученным ими в прошлом, и их современным социально-экономическим положением. Сохранение архаических черт в современной административно-территориальной системе существующих государств обычно объяснимо с точки зрения проявляющихся социально-политических интересов населения и политических приоритетов органов власти и управления. Например, активно применяется дробление тех территорий, где происходит активная политическая и/или экономическая борьба, преобладают политически активные национальные сообщества (например, в виде выделения автономий в унитарном государстве).
Рассмотрим системы АТД некоторых государств.
Территория Франции подразделена на 96 департаментов, которые включают в себя округа; округа разделяются на кантоны. Низовым звеном административно-территориального деления являются городские и сельские коммуны. С 1970-х гг. территория Франции разделена на 22 экономических района (региона), которые и являются административно-территориальным образованием самого высокого уровня в стране. Кроме того, существуют «заморские департаменты»: Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон (приравненные к регионам); «заморские коллективные территории»: Майота, Сен-Пьер и Микелон; «заморские территории»: Французская Полинезия, Новая Каледония, острова Уоллис и Футуна; «внутренняя коллективная территория» Корсика.
Рис. 1. Административно-территориальное деление Франции
Помимо этого, существуют и иные формы административно-территориальной организации государственной власти: синдикаты коммун (объединения коммун для осуществления совместных проектов), секторы коммун (объединяют на срок до пяти лет общественные службы коммун в новых или реконструируемых городах), дистрикты и расширенные городские коммуны (города с прилегающими территориями).
Административно-территориальная структура Федеративной Республики Германия относительно проста и включает в себя четыре внутригосударственных территориальных звена: земля (субъект федерации) – правительственный округ – административный район (округ, уезд) – община. Существуют и союзы общин для совместного выполнения отдельных задач.
Рис. 2. Административно-территориальное деление ФРГ
Скандинавские страны являются классическим воплощением того тезиса, что небольшие государства с монолитной национальной культурой должны, скорее всего, обладать простым административно-территориальным делением.
Рис. 3. Административно-территориальное деление в скандинавских странах
На уровне губернии существуют структуры управления двух типов: органы и учреждения местного самоуправления и территориальные представители центральных органов власти (таковыми, фактически, являются губернаторы). Кроме того, некоторые датские территории обладают правами автономий (Фарерские острова, Гренландия).
Административно-территориальная структура Соединенных Штатов Америки достаточно сложна и изобилует всевозможными особенностями. Однако все богатство разновидностей административно-территориальных образований проявляет себя, в основном, на уровне местного самоуправления. Право на местное самоуправление традиционно рассматривалось в США в качестве естественного права, неотъемлемо присущего местным сообществам, поэтому для США характерно их многообразие.
Рис. 4. Административно-территориальное деление США
Более «высокие» уровни административно-территориального деления структурированы более однообразно: вся территория США разделена на территории штатов, которые, в свою очередь, за исключением Коннектикута и Род-Айленда, поделены на графства (в Луизиане – округа, на Аляске – «бороу»). В стране насчитывается свыше 3 тыс. графств21.
В двадцати штатах графства подразделяются на тауншипы и приравненные к ним тауны. Графства и тауншипы охватывают, в основном, сельские территории, хотя часть находящихся на их территории образований отнесена к городскому типу. Особо стоит выделить городские поселения, имеющие статус муниципальных корпораций (city, borough, villages). В них проживает около двух третей населения страны.
Значительную роль в административно-территориальной структуре США играют специальные округа, создаваемые по функциональному принципу для управления определенными отраслями общественной жизни на конкретной территории. Особо стоит выделить административный (столичный) округ Колумбия.
Помимо этого, территории крупных городских агломераций также имеют весьма сложную внутреннюю административно-территориальную структуру, что опять же является следствием развитости в США местного самоуправления.
Кроме того, США могут содержать в своем составе территории (территориями были Аляска и Гавайи), специфические ассоциированные территории («владения»), не обладающие статусом штатов, но либо находящиеся на пути к этому, либо наделенные особым статусом в силу тех или иных причин: Виргинские острова, Гуам («заморские владения»).
В Бразилии структура АТД содержит в целом только три уровня: федерация – штаты (а также столичный федеральный округ) – муниципалитеты. Таким образом, ее территориальное устройство, притом, что Бразилия является федерацией, даже проще, чем во многих унитарных государствах.
Базовая схема АТД Китайской Народной Республики имеет четыре внутренних уровня:
провинции, автономные районы и четыре города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин);
округа (в том числе 36 автономных национальных округов – вместе с семью аймаками, которые населены монголами);
уезды (из них более 60-ти выделены по национальному признаку);
волости.
Далее следуют непосредственно находящиеся на территории волостей поселки, села, деревни, которые являются, скорее, единицами не административно-территориального, а «поселенческого» деления территории.
Рис. 5. Административно-территориальное деление КНР
Кроме того, сформированы «городские территории»: города (в основном – крупные) с прилегающими к ним территориями, обычно сельскими. Эти образования формируются, в основном, исходя из потребностей социально-экономического развития именно прилегающих к городам районов.
Административно-территориальная структура территории Японии включает в себя территориальные единицы двух типов: территории, органы управления которыми обладают общей компетенцией, и территории специальной юрисдикции. Первые делятся на единицы высшего и низшего уровня. Единицы высшего уровня – это 47 префектур, относящихся в четырем категориям: «то» (Токио), «до» (о. Хоккайдо), «фу» (Киото и Осака) и «кен» (остальные префектуры). Разница в статусе между ними незначительна. Единицы низшего уровня – города («си»), поселки («мати») и общины («мура»). В префектуре Токио существуют 23 «специальных района», приравненных по своему статусу к городам.
Рис. 6. Административно-территориальное деление Японии
На практике во многих государствах наиболее часто встречается вариант четырехзвенной структуры АТД:
страна в целом;
область (регион);
район (округ);
община (муниципалитет).
Возможна территориальная структура и с большим, и с меньшим количеством звеньев, обычно – в зависимости от обширности территории страны. Однако следует учитывать, что увеличение количества звеньев АТД может повлечь за собой снижение связности и управляемости самой системы публичного управления.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе