5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
Исполнительная власть – это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение.
Именно исполнительная власть осуществляет непосредственное управление государством и является ключевой среди трех ветвей государственной власти с точки зрения управления.
Вместе с тем для осуществления своих исполнительских функций органы исполнительной власти оказываются перед необходимостью осуществлять некоторые организационные меры, включающие в себя издание индивидуальных и нормативных правовых актов, что составляет суть распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Поэтому можно говорить о том, что исполнительная власть является исполнительно-распорядительной, то есть организующей деятельность государства.
Для осуществления своих функций исполнительная власть создает государственные управленческие структуры – особые органы, разветвленная система которых охватывает всю страну. Эти органы функционируют на основании принципа властной вертикали, каждый орган исполнительной власти вписан в жесткую иерархию подчинения, в рамках которой вышестоящие органы диктуют нижестоящим свою управленческую волю. Вертикали власти нет ни в законодательной, ни в судебной ветвях, хотя и там решения вышестоящих органов могут отменить или предписать что-то нижестоящим. Но в других ветвях власти отсутствует возможность дачи непосредственных технических указаний, касающихся порядка решения того или иного вопроса133. Иными словами, в отличие от законодательной и судебной власти нижестоящие органы исполнительной власти в большинстве случаев не обладают никакой автономией. Исключения составляют органы исполнительной власти субъектов федерации по отношению к органам исполнительной власти федерального центра, а также взаимоотношения президента и правительства, в которых некая доля автономии присутствует.
В различных государствах действуют различные модели организации исполнительной власти. Иногда во главе исполнительной власти может стоять один человек – монарх или президент (в абсолютных монархиях и некоторых президентских республиках), в некоторых случаях премьер-министр (фактически – в конституционных монархиях, фактически и юридически – в парламентских республиках). Иногда во главе исполнительной власти стоит харизматический диктатор, военная хунта или правящая группировка господствующей партии.
Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, но на практике исполнительная власть принадлежит и Президенту РФ. Президент и правительство имеют разные системы органов управления, то есть президент по некоторым вопросам осуществляет управляющую деятельность через правительство, а по некоторым вопросам – минуя его.
Исполнительная власть всегда тяготеет к авторитаризму, к стремлению освободиться от контроля со стороны других властей. Предоставленная самой себе, она склонна бесконечно расширять свои управленческие полномочия, что, в конечном счете, приводит к авторитаризму. Именно для того, чтобы избежать этой опасности, и был сформулирован принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), последовательное применение которого является гарантией равновесия властей и сохранения демократии в государстве.
Институт главы государства имеет принципиальное значение для организации всей исполнительной власти. Главой государства может быть монарх или президент (соответственно, в монархии или республике).
Институт монарха сохранился с того периода истории, когда доминировало традиционное понимание легитимности и монарх воплощал в себе всю полноту государственной власти. В настоящее время институт монарха претерпел значительные изменения и адаптировался к современным условиям и к современному пониманию легитимности, базирующемуся на представлении народа единственным источником власти. В некоторых государствах произошло изменение статуса и роли монарха (Великобритания): там он является формальным главой только исполнительной власти. В других государствах монархи приспособили для своих целей современные формы народовластия и правят на основании конституций (Иордания) или других нормативных актов (Саудовская Аравия).
Институт президента функционирует более 200 лет, по сравнению с монархией это время вряд ли можно назвать значительным. В различных государствах президенты обладают различными полномочиям, избираются в различном порядке; существуют различные сроки президентства, различные типы отстранения президента от власти, различными являются и взаимоотношения президента с другими органами государственной власти. Возникновение президентства тесно связано с историей государственности США. Целью создания этого института была организация независимой от парламента выборной исполнительной власти в противовес реакционной и недемократической монархии.
Нельзя, однако, утверждать, что президентство является однозначным признаком демократии, а монархия – признаком авторитаризма: в мире достаточно вполне демократичных монархов и президентов-диктаторов. Но переход от монархии к республике считается значительным сдвигом к демократизации общества.
Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на установленный конституцией срок134.
В России пост президента был учрежден на основании итогов референдума 17 марта 1991 г. Избрание первого Президента РСФСР произошло на всенародных выборах 12 июня 1991 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Подобное положение президента вступало в противоречие с Конституцией РСФСР, передававшей все государственные полномочию Съезду Советов РСФСР, что, в конечном счете, и вызвало конституционный кризис, разразившийся летом 1993 г. и приведший к роспуску Съезда в результате столкновения между сторонниками парламента и вооруженными силами. Вследствие этих событий была принята ныне действующая Конституция РФ.
Президент Российской Федерации является главой государства; он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, на основании Конституции принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; на основании Конституции и федеральных законов определяет основные направления внешней и внутренней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (пп. 1–4 ст. 80 Конституции РФ). Таким образом определен статус президента в нашей стране.
Институт президентства имеет три формы: индивидуальную, коллективную и смешанную. Коллективная и смешанная формы были созданы в странах тоталитарного социализма для имитации дифференцирования власти, но на деле в государствах с неиндивидуальным президентством институт президента служит ширмой для концентрации власти в других руках.
Для индивидуальной президентуры существуют определенные конституционные ограничения, которые устанавливают порядок выборов и требования к кандидатам в президенты. К числу этих требований относятся следующие: гражданство данного государства (в ряде случаев это гражданство должно быть единственным), обладание всеми гражданскими и политическими правами, достижение определенного возраста, недостижение предельного возраста, определенный срок проживания в стране, рождение в этой стране, наличие того или иного уровня образования. Важным ограничением является содержащееся в конституциях ряда стран положение о невозможности для президента занимать свой пост более определенного количества сроков подряд (чаще всего двух).
В Российской Федерации Президент избирается на четыре года (п. 1 ст. 81 Конституции РФ). Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (п. 2 ст. 81 Конституции РФ). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (п. 3 ст. 81 Конституции РФ). В российском законодательстве не предусмотрены ограничения по поводу второго гражданства, предельного возраста (хотя ранее эта норма существовала), рождения в стране и уровня образования.
Иногда президентство возникает вследствие самосоздания в ходе переворота, что, тем не менее, требует последующей легитимации. Чаще всего президента выбирают согласно конституции на альтернативной основе, хотя есть страны и с безальтернативным выбором (до недавнего времени – Египет). В большинстве стран президенты выбираются на прямых всенародных выборах по мажоритарной системе в два тура. Применяется и система всенародных выборов в один тур, когда избиратель, имея несколько голосов, распределяет их между кандидатами (побеждает получивший простое большинство). Иногда второй тур выборов в случае ненабора абсолютного большинства в первом туре осуществляет парламент из числа кандидатов, набравших большее число голосов. Существует и система косвенных выборов президента, в рамках которой главу государства избирают либо избираемые народом выборщики, либо специальные временные органы, либо парламенты135. Коллегия выборщиков создается для учета федеративного устройства государства, а выборные органы избирают президентов, как правило, в парламентских республиках, где этот пост не имеет большого значения.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе