3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
Выборы являются главным инструментом обеспечения действительной демократии, ибо только через их посредство становится возможным формирование исполнительной и законодательной власти, ответственной перед народом, чего требует принцип признания суверенитета народа в качестве основания легитимности власти.
Большинство государств добровольно или принудительно признают принцип народного суверенитета, а потому формируют представительные органы власти на основании народного волеизъявления в процессе проведения выборов. Существует всего шесть государств, в которых институт выборов отсутствует полностью (Бруней, Ватикан, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия); в десяти государствах ввиду сложной политической ситуации выборы фактически не проводятся несмотря на их наличие в основных законодательных документах; еще в трех странах (Китай, Ливия, Руанда) выборы заменены назначением.
Все остальные государства имеют те или иные виды представительства. Важнейшим признаком, в зависимости от которого можно однозначно определить значение выборов в политической жизни страны, является количество партий. Выборы могут производиться на однопартийной и многопартийной основе.
В случае многопартийности политической системы государства население имеет возможность выбирать между политическими программами и курсами, а потому в процессе выбора появляется возможность для радикальной смены направления развития общества.
В однопартийных системах такая смена политического курса фактически невозможна, так как все выбираемые кандидаты заведомо принадлежат к одному и тому же политическому лагерю. Здесь возможен только выбор персоналий внутри одной и той же партии, что снижает реальную значимость выборов. При этом существуют однопартийные системы, в которых вообще не предоставляется альтернативного выбора: в списки для голосования вносится одна фамилия, которую можно либо вычеркнуть, либо поддержать. В иных однопартийных системах в списки вносятся несколько кандидатов, что создает видимость выбора, а попутно позволяет руководству партии отслеживать наиболее перспективных ее членов.
При таких выборах сами выборы играют несвойственную им в демократическом обществе роль. С их помощью правящий режим создает видимость своей поддержки обществом, а также легитимирует свою политическую власть в глазах населения и на международном уровне.
В этом отношении, кстати, следует понимать разницу между характером выборов в коммунистических и некоммунистических однопартийных государствах. При коммунистическом режиме политический курс государства определяется партийной идеологией, в то время как в некоммунистических государствах зачастую такая идеология отсутствует и в ее роли выступают национальные интересы, которые не определены идеологически. Поэтому, если в некоммунистическом государстве существует однопартийная альтернативная система выборов, то в перспективе выборы могут привести к весьма значительной смене политического курса. Правящая партия, скрепленная личной преданностью харизматическому вождю, может стать проводником политических решений, которые способны повлиять на развитие общества. Это особенно значимо для популистских диктатур, где харизматические вожди не являются убежденными сторонниками тех или иных взглядов, что дает им возможность подстраивать свои убеждения под некоторые общественные настроения.
Так как в основе современной концепции природы государственной власти лежит идея суверенности народа как источника власти, то очевидно, что выбор должен осуществлять народ. Вместе с тем само понятие «народ» может трактоваться различным образом, вследствие чего могут существовать различные ограничения на право индивида осуществлять власть, участвуя в волеизъявлении народа – в выборах. Именно этим объясняется тот факт, что несмотря на существующую в большинстве стран мира концепцию всеобщего избирательного права нет ни одной страны, где участие в выборах мог бы принять всякий желающий.
Первое ограничение связано с гражданством. Власть в конкретном государстве избирают только граждане этого государства. В демократических государствах институт гражданства однозначно определен и четко закреплен в законодательных актах. В качестве примера можно вспомнить законы о гражданстве в Эстонии и Латвии, принятые после распада Советского Союза, которые признавали гражданами страны только лиц, являющихся потомками граждан этих стран, бывших ими на момент советской оккупации. Таким образом, гражданство не было предоставлено не только переселенцам из остальных местностей Советского Союза в годы существования единого государства (не было учтено постоянное проживание), но и родившихся здесь их потомков. Единого понимания феномена гражданства в мире до сих пор нет, а поэтому и возможны подобные политические трюки.
Вторым по важности является ценз дееспособности (правоспособности), лишающий избирательного права лиц, которые не могут отвечать за свои поступки. В разных странах существуют запреты на участие в выборах умалишенных и людей моложе определенного возраста. Возраст этот варьируется от 15 лет (Гвинея-Бисау, президентские выборы Ирана) до 25 лет (Монголия, сенатские выборы Италии), но в 2/3 стран он равен 18 годам.
Существуют и другие ограничения, которые, однако, не могут быть признаны вполне соответствующими сложившейся демократической правовой практике. Здесь следует отметить ограничения выборных прав женщин. До недавнего времени, несмотря на признание всеобщего избирательного права и равенства людей перед законом, женщины не могли избирать и быть избранными. По сути, это опиралось на представление об их ограниченной дееспособности (правоспособности), господствовавшее в мире до начала ХХ в. Только в 1893 г. было признано право женщин участвовать в выборах. Правда, есть страны, где этого еще не произошло.
Еще одним важным ограничением, отмененным сейчас повсеместно, было расовое ограничение, тоже основывавшееся на концепции ограниченной дееспособности (правоспособности) представителей цветных рас. Последним государством, отказавшимся от такого ограничения, была ЮАР, где оно было частью так называемого апартеида – лишения определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав.
Однако формальная гарантия прав еще не означает фактического их выполнения; отказ от прямой сегрегации иногда компенсируется некоторыми косвенными методами.
Современное право стремится сформировать единое понимание о гражданстве и дееспособности (правоспособности) с целью проведения в жизнь общества демократических ценностей.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе