logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании

Местное самоуправление реализуется, прежде всего, посредством деятельности органов самоуправления в пределах муниципального образования. Собственного говоря, именно жители муниципального образования обладают правом на местное самоуправления, которое они реализуют созданием соответствующих органов.

Внутри регионов Российской Федерации выделяют несколько типов административно-территориальных единиц, которые могут выступать в роли муниципального образования и население которых обладает правом на самоопределение.

Является промежуточным звеном государственного управления между регионом и небольшим поселением. Необходимость введения такой формы организации вызвана недостаточностью ресурсов отдельного небольшого поселения для поддержания необходимой инфраструктуры и решения местных вопросов. Подобные районы имеют свои территориальные центры (районные центры), где сосредоточены их органы власти.

Население города занимается по преимуществу несельскохозяйственной деятельностью. Города бывают крупные, средние и малые. Существует и более сложная классификация городов: города федерального значения, столицы федеральных округов, столицы субъектов федерации, районные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и т. д.

Как правило, округа не являются муниципальными образованиями, хотя возможны и исключения.

В таких поселениях, как правило, отсутствует централизованная система жизнеобеспечения.

Каждая из этих территориальных единиц может стать муниципальным образованием, что подразумевает приобретение ею некоторого набора признаков. Юридические признаки местного самоуправления были обозначены выше.

Большое количество внутрирегиональных административно-территориальных единиц не спешат стать муниципальными образованиями, а в Тюменской области попытка перехода от районных муниципальных образований к поселенческим потерпела провал и большинство населения высказалось за возвращение к прежней схеме. Это говорит о том, что необходимо наличие определенных социально-экономических факторов, благоприятствующих созданию самоуправляющегося муниципального образования, которые выступают существенным социально-экономическими признаками состоявшегося МО.

Такими факторами являются:

  1. экономическая самодостаточность территории (наличие достаточного числа хозяйствующих субъектов, имеющих возможность и заинтересованность финансово обеспечивать территорию);

  2. особое место территории в системе общественного разделения труда (привлекательность для сторонних инвесторов и возможность влияния на развитие других территорий);

  3. значительная доля активного населения (достаточное количество граждан, способных решать вопросы местного значения и проводить для этого организационную работу);

  4. заинтересованность региональной власти в наличии территориальных единиц, способных к самообеспечению и пользующихся поддержкой населения.

Местное самоуправление может быть устроено в несколько уровней. Существует два основных типа МО: территориальные и поселенческие.

Все муниципальные образования России включены в федеральный реестр муниципальных образований182.

В реестре фиксируются:

    1. наименование МО;

    2. адрес административного центра;

    3. перечень документов, на основании которых произошло включение в реестр;

    4. регистрационный номер;

    5. дата регистрации.

Сейчас в Российской Федерации существует около 14 тысяч МО, причем это количество имеет тенденцию к сокращению, что вызвано с большими сложностями, с которыми сталкивается муниципальное образование при осуществлении его населением права на самоуправление.

Территориальной основой местного самоуправления является его территориальная организация. Она включает понятие территории, на которой создается местное самоуправление, ее состав, порядок создания, преобразования, объединения и упразднения муниципального образования.

В России в настоящее время действует четыре территориальные модели местного самоуправления:

– внутриобластные районы и крупные города не являются муниципальными образованиями, в качестве МО выступают только небольшие города, сельские поселения, группы деревень (общинный уровень);

– на общинном уровне существуют органы местного самоуправления, а во внутриобластных районах и крупных городах – органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– муниципальными образованиями являются только районы и крупные города.

Наряду с местным самоуправлением в МО могут выделяться особые территории с общественным самоуправлением, их органы не имеют властных полномочий и не относятся к местному самоуправлению.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют местное имущество и местные финансы. Местное имущество составляет:

  1. муниципальная собственность, приобретение, владение и распоряжение которой полностью является прерогативой муниципальных органов;

  2. государственная собственность, безвозмездно переданная в управление органам местного самоуправления;

  3. собственность федерации или субъекта федерации, которая служит удовлетворению потребностей населения МО.

Местные финансы складываются из следующих составляющих:

Расходование бюджетных средств местного бюджета осуществляется на решение вопросов местного значения (строительство и ремонт необходимых объектов, местных дорог и т. д.), на инвестиции и расширение производства, для проведения местных выборов и референдумов, выплаты процентов и погашения долга по займам, капиталовложений в муниципальные и иные предприятия, страхования муниципальных объектов, муниципальных служащих, гражданской ответственности и предпринимательского риска, для выдачи дотаций малообеспеченным семьям и др.