3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
Государственная служба в Японии возникла после окончания Второй Мировой войны под давлением американской оккупационной администрации, а потому ее конкретное воплощение совмещает черты, свойственные традиционной японской культуре, с явными заимствованиями западных (прежде всего, американских) образцов.
В Японии к государственным служащим относятся не только работники административного аппарата, но и работники государственных предприятий, служащие государственных железных дорог, работники телевидения, государственных и общественных (муниципальных) школ, военнослужащие «сил самообороны», сотрудники полиции и пожарной службы. Вместе с тем численность государственных служащих в этой стране невелика из-за небольшого размера государственного сектора.
В зависимости от рода исполняемых функций находящееся на государственной службе лицо может быть отнесено к категории обычной и особой службы. Работники обычной службы составляют самую большую часть чиновников, ими становятся после сдачи экзамена на должность. Жалование этих чиновников определяется стандартной шкалой в зависимости от категории (их 7), к которой чиновник относится. К чиновникам особой службы относятся политические чиновники и некоторые должностные лица (например, члены Академии наук), чье пребывание в должности не подчиняется принятому «табелю о рангах»72.
Конкурсные экзамены на должность проводятся в режиме открытых дверей, об их проведении общество информируется через СМИ. Впервые сдающие экзамен делятся на три потока: окончившие высшие учебные заведения, имеющие неполное высшее образование, окончившие средние учебные заведения. Только соискатели первой группы в случае сдачи экзамена зачисляются в категорию «квалифицированных служащих». Желающие занимать административные должности сдают экзамен по усложненной программе. Повышения по должности тоже осуществляются на основании экзаменов, которые проводятся каждый год. Ограничением может служить только образовательный ценз. Успешная сдача экзамена приводит соискателя к испытательному сроку, после прохождения которого он получает должность.
Чиновники первой категории подразделяются на восемь рангов, в состав каждого из которых входит 15 разрядов. Ранг зависит от должности, разряд – от стажа работы, уровня образования, служебных характеристик. Именно разряд и ранг определяют конкретную зарплату служащего. Реальная власть принадлежит привилегированным чиновникам трех высших рангов, все же остальные являются простыми исполнителями властных распоряжений. Существующая в Японии система пожизненного найма приводит к тому, что чиновники редко переходят из ведомства в ведомство, зато часто перемещаются внутри своего ведомства с места на место.
Спецификой государственной службы Японии является культ образованности. Чиновники, имеющие университетские дипломы, значительно быстрее перемещаются по карьерной лестнице. Скорость перемещения зависит от ранга университета. Наиболее уважаемым из всех является Токийский.
Японские государственные служащие значительно ущемлены в политических и трудовых правах, им запрещено участвовать в забастовках, баллотироваться на выборах и заниматься политическим консультированием. Вместе с тем они имеют и привилегии.
Достаточно интересно сравнить системы управления либерально-демократических стран с государствами, которые не могут быть названы демократическими в плане существования в них института государственной службы. Тем большее значение имеет опыт Китайской Народной Республики, в которой система государственной службы была создана совсем недавно.
Разработка ее была поручена Министерству кадров Госсовета КНР в 80-е гг. XX в. В 1987 г. первый вариант положения о статусе государственных служащих был выработан и разослан для обсуждения. Документ был одобрен в 1993 г., после чего началось его внедрение, рассчитанное на три года. Таким образом, система госслужбы была создана на основании длительной теоретической и экспериментальной проработки и внедрялась сверху вниз, то есть первыми под новое положение о статусе государственных служащих подпали высшие чиновники государства.
К государственным служащим в Китае относятся «…только работники, занимающие штатные должности в административном аппарате»73. Новый статус определял повышенные требования к данной категории работников, но вместе с тем и систему защиты их прав.
Государственные служащие не могут быть смещены с должности без законного основания и вне законной процедуры. В то же время им запрещается распространять высказывания, порочащие авторитет правительства; организовывать мероприятия, направленные против правительства, и участвовать в них; организовывать забастовки и участвовать в них; противодействовать указаниям вышестоящих инстанций; зажимать критику или мстить. Государственным служащим не разрешается участвовать в хозяйственной деятельности, приносящей прибыль. Существуют и требования морального порядка, ряд из них направлен на использование родственных отношений и коррупции74.
Государственные служащие поощряются объявлением благодарностей, присуждением наград, присвоением почетных званий, что сопровождается материальным вознаграждением. Наказываются они предупреждением, выговором, строгим выговором, понижением в ранге, отстранением от должности (с понижением ранга и оклада), увольнением.
Для государственных служащих Китая введено 15 рангов. К первому рангу относится только премьер Госсовета, его заместители и члены Госсовета – ко 2–3 рангам, министры и руководители провинциального звена – к 3–4 рангам. Нижние ранги (10–15) занимают делопроизводители.
Государственные должности делятся на руководящие и неруководящие. Неруководящие должности заполняются на основании открытых экзаменов, вся информация о которых публикуется в средствах массовой информации. Существуют льготы для национальных меньшинств (только в административных органах автономий). Предусмотрена гибкая система испытательных сроков и временных назначений для неопытных кадров. Порядок замещения высших руководящих должностей предусмотрен конституцией и законами КНР. Замещение руководящих должностей среднего ранга происходит повышением или переводом, что связано с дополнительным обучением.
Существует система ежегодных аттестаций служащих. Увольнение осуществляется в специальном порядке на четко прописанных основаниях: если чиновник два раза подряд признан несоответствующим должности на аттестации; отказался перейти на другую должность, не справляясь с данной; отказался подчиниться новому назначению, связанному со структурной реорганизацией или сокращением штатов; имеет прогулы без уважительной причины более 15 суток подряд или более 30 суток в течение года; не выполняет должностных обязанностей, не соблюдает дисциплины, несмотря на сделанные предупреждения.
Существует система ротации кадров внутри каждого ведомства и между ними. Заработная плата государственного служащего складывается из должностного оклада, оплаты за ранг, базисной ставки и оплаты за выслугу лет. Существуют районные и прочие коэффициенты.
В Китае господство Коммунистической партии снимает проблему с разграничением политических и административных должностей, которое просто отсутствует, и поэтому система государственной службы полностью совпадает с политической системой. Политическая нейтральность чиновников не приветствуется.
Сравнение государственных служб различных стран мира показывает, что система государственной службы и обеспечивающее ее устойчивость законодательство служит сохранению стабильности управления в государстве, где существует постоянная смена политических элит. Устойчивая система государственной службы не только защищает права управленцев среднего и низшего звена от изменения политической конъюнктуры, но и способствует сохранению в системе управления профессиональных квалифицированных кадров, что способствует эффективности управления.
В однопартийных государствах система государственной службы поглощается политической системой. Ввиду несменяемости политического руководства может быть организована система непрерывного карьерного роста вплоть до самых высших должностей. В этом случае систему продвижения управленцев обеспечивает правящая партия, которая формирует кадровый резерв государства и позволяет отобрать соответствующих лиц для занятия ответственных должностей. Система государственной службы в этом случае не нужна.
Пример КНР является показательным в этом отношении, так как почти на всем протяжении коммунистической истории этого государства его власти не испытывали необходимости создания системы государственной службы, и только в последнее время такая система начала формироваться. Это новшество должно оцениваться в свете того политического курса, который был избран политическим руководством Коммунистической партии Китая и которому оно продолжает следовать.
Это связано с постепенной ревизией марксистской идеологии, показавшей свою непригодность в плане создания устойчивой политической системы. Современная идеология китайских коммунистов уже достаточно далеко отошла от исходного образца и все более заменяется традиционной конфуцианской идеологией. В этих условиях Коммунистическая партия продолжает оставаться базовой организационной силой общества несмотря на полную замену ее идеологического основания. Возрождение конфуцианского общества требует создания независимого чиновничества как главного стабилизирующего фактора общества.
Контрольные вопросы:
Каково главное требование к системе государственной службы?
К чему приводит нечеткое разделение системы государственной службы и политической системы?
В чем смысл реформ 1883 г. в США?
Какие должностные лица входят в систему государственной службы Великобритании?
По каким принципам организована система государственной службы во Франции?
Каковы ранги чиновников в Германии?
Охарактеризуйте скандинавскую модель государственной службы.
Как проходит конкурс на замещение должности в государственной службе Японии?
Какие ограничения прав существуют для чиновника в Китае?
Задания для углубленного изучения:
Охарактеризуйте различия в положении политика и чиновника в современных развитых государствах.
Почему в США нет единой системы государственной службы?
Почему в Японии к системе государственной службы относятся работники государственного сектора экономики?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе