5.7.3. Коммуникативная подсистема
Коммуникативная подсистема системы государственного управления – это совокупность отношений между субъектами управления, а также между субъектами и объектами управления, которыми являются общественные институты, организации и отдельные граждане.
Иными словами, коммуникативная система – это совокупность информационных потоков как средства обеспечения согласованности в управлении; совокупность многообразных осознанных взаимодействий и взаимоотношений.
Коммуникация вообще представляет собой обмен информацией между двумя сознаниями (индивидуальными или коллективными) посредством знаков, запечатленных на материальных носителях. Управленческие коммуникации – это система информационных связей, взаимодействий между субъектами управленческой деятельности по вертикали и горизонтали, а также между ними, объектами управления и внешней средой. В системе управления коммуникация означает юридически регламентированное движение к общей цели при сохранении самостоятельности и индивидуальности субъектов управления191.
Коммуникационное взаимодействие может осуществляться различными способами:
через систему официальных, юридически регламентированных отношений;
через распределение функций (горизонтальная специализация);
через субординацию (вертикальная специализация);
через систему коммуникаций, каналов передачи информации сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.
Можно дать развернутую типологию коммуникаций. Они подразделяются следующим образом:
по месту возникновения: внутренние и внешние;
по способу возникновения: формальные, внеформальные и неформальные;
по направленности: горизонтальные и вертикальные.
В свою очередь, горизонтальные коммуникации подразделяются:
по месту: внутри подразделения и между подразделениями;
по составу участников: между руководителями и между сотрудниками.
Вертикальные же коммуникации делятся:
по направленности: восходящие и нисходящие;
по составу участников: «руководитель – подчиненный», «руководитель – коллектив» и между руководителями разного уровня.
Сети коммуникаций могут быть централизованными и нецентрализованными. В последнем случае в качестве ключевого центра коммуникации выступает руководитель. Он играет важнейшую роль в функционировании всей сети коммуникаций:
пользуется информацией, поступающей к нему;
распространяет информацию через документы и лично;
предоставляет информацию сторонним лицам.
Руководитель в первую очередь вступает в коммуникативное взаимодействие со своими сотрудниками. Здесь можно выделить шесть областей коммуникации:
прием на работу (получение представления о работнике и демонстрация ему преимуществ работы в организации);
ориентация (ознакомление работника с целями и порядком работы организации, формирование у него уверенности в общественной значимости его работы);
индивидуальная оценка сотрудника (сообщение подчиненному оценки его деятельности);
обеспечение безопасности (информирование сотрудников о мерах, необходимых для обеспечения безопасности, формирование творческого психологического климата);
обеспечение дисциплины (сообщение о действующих в организации правилах и инструкциях, контроль их применения);
функционирование (обеспечение работника необходимой служебной информацией, оказание организационной и методической помощи).
Коммуникации являются одним из важнейших элементов эффективного управления, при их ослаблении или деградации вся управляющая деятельность может расстроиться, так как взаимодействующие единицы будут не способны координировать деятельность.
Существует масса причин, препятствующих становлению эффективной коммуникационной системы:
недостаточное внимание руководителя к организации информационного обмена;
отсутствие в организации обратных связей;
неблагоприятный психологический климат,
предвзятость, стереотипы, незаинтересованность;
наличие семантических барьеров (отсутствие единой терминологической базы);
чрезмерное число сотрудников.
Процесс управления с точки зрения теории информации выглядит как взаимодействие субъекта и объекта управления посредством потоков информации, которые циркулируют по коммуникативной связи между ними. Информация оказывается как раз тем субстратом управленческих процессов, ради распространения которой и должна функционировать коммуникативная подсистема системы государственного управления.
Информация может быть классифицирована по различным основаниям:
по типу отражаемых отношений: технико-технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая;
по масштабам отражаемого объекта: общегосударственная, региональная, местная;
по отраслям (сферам) жизнедеятельности общества: промышленная, сельскохозяйственная, военная, образовательная и т. д.;
по структурированности: систематизированная и несистематизированная;
по характеру носителя: документированная и вербальная.
Коммуникация в процессе управления обеспечивается существованием системы управленческих отношений.
Управленческие отношения – сознательные, устойчивые властные отношения, складывающиеся между людьми, социальными группами, организациями, органами власти и населением в процессе упорядочения общественной деятельности192.
Управленческие отношения носят предметный характер. Они могут быть публично-властными (традиционные, харизматические и легальные – по классификации М. Вебера) и внутрисистемными.
В настоящее время в нашей стране присутствуют все три типа публично-властных отношений. Это связано со специфической переходной ситуацией, в которой оказалось современное российское общество. Традиционность проявляется в местничестве и угодничестве, харизматичность – в давлении внеслужебного авторитета, а легальность – в следовании буквально установленным нормам.
Правовое государство подразумевает полностью легальные управленческие отношения.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе