2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
Одно из основополагающих понятий конституционного права – понятие «государственный суверенитет», которое фактическим является фундаментом для признания права государственных органов осуществлять управление обществом.
Суверенитет – это полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах.
Государственный суверенитет является производным от народного суверенитета, признание которого зафиксировано в ст. 3 Конституции РФ. В ч. 3 ст. 3 прямо обозначено необходимое условие для признания государственного суверенитета и закреплены два механизма передачи народного суверенитета органам власти, на которых основывается представительная демократия: референдум и выборы.
Таким образом, государственный суверенитет вторичен по отношению к народному суверенитету и не может противоречить последнему (об этом говорит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Вместе с тем народный суверенитет не может реализоваться иначе, чем через государственный суверенитет, так как для осуществления народного суверенитета необходимы органы власти, его воплощающие. В этом отношении можно говорить о том, что народ сам выступает носителем государственности, через которую он реализует свой собственный суверенитет44.
Существует еще и понятие о национальном суверенитете, противопоставляемом государственному суверенитету. Но в реальности национальный суверенитет имеет смысл только в государствах, где происходит национальное угнетение в рамках борьбы за равноправие. В демократических государствах, провозглашающих равенство людей независимо от расы, нации и религиозных предпочтений, ошибочным будет говорить о национальном суверенитете, а поэтому народный и государственный суверенитет представляют собой гармоничное единство, выражая волю всего многонационального народа, живущего в государстве.
Государственный суверенитет определяется следующими факторами.
Суверенитет всегда характеризует государство, определяя его независимость, самостоятельность и верховенство.
Государственный суверенитет должен быть подкреплен выраженной волей народа.
В международных отношениях суверенитет является объективной данностью и не требует внешней регламентации45.
Это не противоречит праву государства жертвовать частью своего суверенитета на добровольной основе в процессе создания международных организаций, так как в данном случае это обусловлено суверенной волей самого государства.
Для того чтобы определить народ как носитель высшего суверенитета на данной территории, обуславливающий легитимность государственной власти через выборы и референдумы, вводится понятие «гражданство», характеризующее круг людей, которые входят в состав общности, обладающей народным суверенитетом. В этом смысле различают права человека и права гражданина: последние обеспечивают участие в изъявлении народного суверенитета; иными словами, негражданин не относится к народу государства.
Признание равноправия всех граждан, являющееся основанием гражданского общества, – условие существования единого народа в государстве, а значит, и единства правового пространства, и единства самого государства. Однако построение реального гражданского общества реализуется только формированием гражданской культуры.
Государство выступает формой организации граждан, которая определяет механизмы взаимосвязи и взаимодействия людей, объединенных институтом гражданства, системой права и государственной власти46. Форма организации, вместе с тем, может быть различной, а поэтому имеет смысл классифицировать формы организации власти по важнейшим параметрам.
Существуют три характеристики, которые позволяют достаточно точно и однозначно поместить государство в ряд других государств с выделением основных объединяющих черт.
Первой и главной характеристикой организации власти является форма правления.
Российская Федерация по форме правления является республикой. Это обозначено в ст. 1 Конституции РФ, где прямо постулируется республиканская форма правления. Косвенно этот факт признается в ч. 1 с. 80, устанавливающей в качестве главы государства Президента, который в соответствии с ч. 1 ст. 81 избирается всем населением Российской Федерации на основании всеобщего, равного и прямого голосования. Подобный способ избрания президента, в котором равным образом участвуют все граждане на основании принципа «один человек – один голос», характеризует Российскую Федерацию как народную республику.
Распределение полномочий между различными ветвями власти, которое записано в главах 4–6 Конституции РФ, характеризует Российскую Федерацию как дуалистическую (смешанную) республику. Совершенно определенно проводится принцип совместного участия парламента и президента в формировании и отстранении правительства, а сам президент не является главой правительства, что обозначает самостоятельный статус премьер-министра, играющего собственную роль в проведении государственной политики и зависимого в том числе и от парламента.
Другая существенная характеристика организации власти в государстве – политический режим.
В мире существуют демократические, диктаторские и абсолютистские властные режимы. Статья 1 Конституции РФ постулирует Российскую Федерацию как демократическое государство, но построение демократии не может быть реализовано одним только законодательным ее закреплением. Конституционные гарантии выступают необходимым, но недостаточным условием реального функционирования государства. Таким образом, политический режим – это, прежде всего, характеристика практики государственного управления, а потому он скорее управленческая, чем юридическая категория, и в законодательстве он может быть представлен не более чем декларативно.
Политический режим, при несомненном преобладании в нем функциональной составляющей, все же не является лишь элементом формы государства. Его содержательная составляющая демонстрирует уровень демократии в стране и характеризует политический климат государства.
В частности, различие режимов управления может быть введено в рамках одного и того же базового политического режима, носящего название «гражданский режим». Наряду с ним можно выделить режимы военного и чрезвычайного положений, которые могут вводиться вполне конституционным путем и допускать временное ограничение прав и свобод граждан47.
Третьим важнейшим фактором, имеющим непосредственное отношение к организации государственной власти, является легитимность.
Легитимная государственная власть – это власть, принятая большинством граждан данного государства и оцениваемая ими как справедливая и законная.
В различных типах государства могут быть задействованы и различные варианты легитимности, которые определяют тип государственной власти. Типы власти и варианты легитимности соответствуют друг другу. Согласно схеме М. Вебера существуют три типа власти, каждой из которых соответствует собственное представление о легитимности, собственное основание, благодаря которому народ признает данную власть. Два наиболее распространенных типа власти основываются на двух основных видах легитимности, один из которых апеллирует к сакральной воле сверхъестественных сил, а второй к народу – как к основному источнику власти. В настоящее время доминирующим является второй тип легитимности, соответствующий демократическому режиму.
В Конституции Российской Федерации вид легитимности закреплен в ст. 3, где народ определяется носителем суверенитета и единственным источником власти. Там же описаны и основные формы демократии, подразумевающие различные способы осуществления народом своей власти.
Современная политическая наука различает две основные концепции и формы демократии: прямая (непосредственная, идентитарная) и представительная (репрезентативная) демократия.
Формы прямой демократии обеспечивают возможность для народа непосредственно, без представителей, выразить свою волю. К таким формам относятся различного уровня референдумы, выборы, досрочные отзывы представителей, обсуждения, общие собрания в пределах небольших самоуправляющихся единиц, конференции и съезды, а также обращения в органы власти и самоуправления по вопросам государственной жизни. Прямая демократия может быть консультативной или решающей. К формам решающей демократии относятся выборы и референдумы, а также досрочные отзывы представителей. Две первые из этих форм закреплены в ст. 3 Конституции РФ.
Представительные формы демократии заключаются в выражении воли граждан через посредство свободно избираемых ими лиц. Представительная демократия всегда носит политический характер, так как дает обществу возможность консолидированно овладеть законодательной властью и использовать ее в определенных целях.
Основными принципами создания представительных органов власти являются следующие.
Представительные органы власти должны выражать совпадающие интересы всего народа и интересы различных групп населения.
Они должны играть главную роль в системе органов государственной власти.
Обсуждение и принятие решений должно основываться на равенстве и равноправии всех членов этих органов.
Члены этих органов, обладая необходимыми прерогативами и привилегиями в отношении осуществления своей представительской деятельности, не должны занимать привилегированного положения в обществе, отгораживающего их от народа.
Промежуточное положение между прямой и представительной формами реализации демократии занимает народная законодательная инициатива48. Эта форма находит свое выражение в том, что определенное число граждан-избирателей вправе предложить проект общегосударственного закона или решения на местном уровне. Соответствующий представительный орган обязан этот проект рассмотреть, и право принять решение остается за ним.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе