5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
Основную массу исполнительно-распорядительных полномочий в Российской Федерации выполняет Правительство РФ, как об этом указано в п. 1 ст. 110 Конституции РФ. Существуют и многие другие органы, которые осуществляют исполнительную власть, но (если они осуществляют исполнительную власть на федеральном уровне) на основании поручений Правительства РФ или Президента РФ. На уровне субъектов федерации существуют собственные правительства (в некоторых субъектах), а в остальных исполнительная власть сосредоточена в руках глав администраций субъекта (президентов и губернаторов) или их администраций.
В пределах исключительных полномочий Российской Федерации и совместных полномочий федерации и субъекта федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему органов исполнительной власти. Это означает, что все они находятся в иерархическом отношении и подчиняются вышестоящим инстанциям. В то же время эта властная вертикаль не является абсолютной: в пределах исключительных полномочий субъекта федерации его органы исполнительной власти не подчиняются органам исполнительной власти федерации по принципу властной вертикали, единство правового пространства здесь достигается через принцип верховенства федерального права и Конституции РФ.
Мировая практика знает различные виды правительств. С точки зрения партийности правительства бывают однопартийные, двухпартийные, коалиционные, правительства меньшинства и беспартийные.
Однопартийные правительства возникают, как правило, в дуалистических монархиях и почти всегда – в президентских республиках. Такие правительства складываются в парламентских государствах в условиях, когда какая-нибудь партия оказывается в большинстве в парламенте, а также в однопартийных государствах.
Двухпартийные правительства складываются в парламентских государствах в условиях, когда победившая партия не имеет большинства, но может получить его, вступив в союз с небольшой партией.
Коалиционное правительство возникает в условиях, когда голоса в парламенте сильно раздроблены между множеством партий и есть необходимость для получения вотума парламентского большинства включить в состав правительства представителей многих из них.
Правительство парламентского меньшинства возникает, когда создать коалицию не удается: партии, поддерживающие правительство, находятся в меньшинстве, но часть партий, необходимая для большинства, обещает поддерживать его на определенных условиях.
Беспартийным является «правительство профессионалов», которые подбираются не на основании партийной принадлежности, а на основании компетентности. При этом они или вообще не состоят ни в какой партии, или не подчиняются партийной дисциплине при принятии управленческих решений (в некоторых случаях они на время могут приостанавливать свое членство в партии)154.
В исключительных случаях возникает временное правительство (формируемое в нарушение конституционных процедур в условиях утраты властью легитимности) и правительство национального единства (формируется с участием широких кругов общественности и широкого спектра политических сил).
Правительство Российской Федерации в своей истории было либо однопартийным, либо беспартийным, хотя известны случаи приглашения в правительство членов оппозиционных партий (ЛДПР, КПРФ и т. д.). Впрочем, говорить об определенном виде правительства затруднительно ввиду неразвитости партийной системы в РФ. Большинство партий власти складывались перед выборами и включали всех членов правительства, которые были ими еще до возникновения этих партий. Поэтому скорее можно считать Правительство РФ беспартийным с элементами однопартийности, которая проявляется в общности взглядов, а не в принадлежности к одной партии.
Конкретные полномочия правительства осуществляются различными министерствами и ведомствами, созданными в рамках правительства. Правительство состоит из федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, комиссий, агентств, органов надзора.
В основном работа правительственных ведомств организована по функциональному признаку. В деятельности правительства можно выделить четыре основных функциональных блока:
Экономический. Он включает в себя основные направления развития отечественной экономики, сосредоточенного вокруг основных отраслей: топливно-энергетической, строительства, промышленности, финансов, транспорта и т. д.
Административно-политический. Он направлен на обеспечение условий развития государства (внутренних и внешних), удовлетворение интересов граждан и защиту их прав и т. д.
Социальный. Сюда входит разработка и реализация социальной политики государства (образование, здравоохранение, социальная защита, труд, культура и т. д.), направленной на сохранении стабильности в обществе, соблюдении справедливости и защите прав человека.
Контрольный. Это контрольные органы, существующие в рамках правительственного аппарата, ответственные за проведение правительственной политики и координирующие отношения между хозяйствующими субъектами.
В Конституции СССР и РСФСР был указан конкретный список министерств и ведомств, входящих в состав правительства, что значительно осложняло возможности гибкого регулирования общественной жизни, так как в процессе общественного развития периодически возникает необходимость изменения структуры правительства. В СССР это вынуждало делать поправки в Конституцию. Во избежание этого сегодня в России конкретный состав правительства не указан ни в Конституции, ни в законе о правительстве. В Российской Федерации структура правительства устанавливается указами президента на основании предложений утвержденного Государственной Думой Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ).
Статус министерств и ведомств значительно различается. Министерствами руководит министр, член Правительства РФ, который присутствует на заседаниях правительства с правом решающего голоса. Руководители ведомств входят в состав правительства только если они действуют на правах министра, все остальные руководители ведомств присутствуют на заседаниях правительства по приглашению и с правом совещательного голоса155. Министры и руководители ведомств обладают в рамках управляемых ими подразделений правительства правом единоначального руководства.
В каждом подразделении правительства существует коллегия с совещательным голосом. В некоторых государствах (как в России) коллегия министерства подбирается самим министром и полностью подконтрольна ему. В других состав такой коллегии утверждается правительством и в случае ее несогласия с решением министра вопрос может быть рассмотрен на заседании самого правительства.
В западных демократических государствах политическая сфера и сфера государственной службы жестко отделены друг от друга, как уже было описано выше. Министры и руководители ведомств являются «политическими чиновниками», которые назначаются на свои места в результате политического решения и так же освобождаются от своей должности. Низовой же состав управляемых министерств (начиная с заместителей) относится к государственной службе и сохраняет свои места в случае смены власти. Именно они осуществляют управление текущими делами министерства, в то время как министр осуществляет политическое руководство и проводит в нем линию власти.
В нашей стране граница между политической сферой и сферой госслужбы размыта.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе