logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.2.7. Формы и методы государственного управления

Государственное управление характеризуется большим разнообразием форм и применяемых методов. Обобщенно выделяют две группы форм государственного управления – это правовые формы и организационные формы.

Правовые формы государственного управления включают в себя следующие действия: издание нормативных правовых актов, заключение договоров, регистрацию, лицензирование, применение мер административного воздействия. Применение правовых форм всегда предполагает наступление определенных юридических последствий. Действия субъекта управления при применении правовых форм носят императивный и формально определенный характер.

Организационные формы государственного управления охватывают: принятие управленческих решений (стратегических и тактических), определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер реагирования на кризисные ситуации. Организационные формы характеризуются гибкостью применения, предполагают проведение широкого спектра мероприятий. Итогом применения организационных форм управления зачастую является управленческое решение, которое впоследствии приобретает правовую форму.

Организационные и правовые формы государственного управления тесно взаимосвязаны и на практике взаимно дополняют друг друга. Правовые формы нуждаются в организации их осуществления, организационные формы имеют правовые последствия.

Через методы государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления и достигаются цели и задачи государственного управления.

Существует две основные группы методов государственного управления: методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления14.

I. Методы функционирования органов государственной власти непосредственно связаны с реализацией целей и задач государственного управления. Они содержат механизмы взаимодействия субъекта и объекта государственного управления и реализации компетенции органов управления для решения задач в соответствии с их полномочиями. По характеру воздействия на объект управления методы функционирования органов государственной власти делятся на методы прямого административного воздействия и методы косвенного регулирующего воздействия.

Методы прямого административного воздействия включают в себя методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования и государственного контроля.

    1. Метод правового регулирования предполагает совершение юридически значимых действий через предоставление прав и наложение обязанностей, а также возможности выбора вариантов поведения в рамках правовых норм.

    2. Метод убеждения характеризуется широким арсеналом средств воздействия на человеческое сознание, которые может применять государственная власть. Здесь находят применение технологии public relations, пропаганда, авторитет власти, мотивация должностного поведения. Следует отметить, что убеждение дает, как правило, гораздо больший эффект по воздействию на общество, нежели карательно-принудительные методы.

    3. Метод принуждения в современной теории государственного управления трактуется как вынужденный, однако в ряде сфер, например в правоохранительной деятельности, метод принуждения является необходимым.

    4. Метод публичного администрирования охватывает сферу государственного строительства, формирования и функционирования властных структур и правовой системы. Под администрированием здесь понимается система мер, практикуемых государственными органами для реализации их управленческих функций. Публичный характер администрирования означает, что деятельность государственных органов осуществляется в общественных интересах, гласно, прозрачно и на общественные средства (государственное имущество, налоги, финансы).

    5. Метод государственного контроля подразумевает деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения законов и других правовых актов.

Методы косвенного регулирующего воздействия включают в себя методы воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения и т. п.

II. Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления отличаются значительным разнообразием и, в свою очередь, могут быть структурированы следующим образом.

  1. Административные методы составляют основу деятельности исполнительной власти. Сущность административных методов заключается в воздействии на объект управления с целью побудить к соблюдению установленных норм. Посредством административных методов функционирует механизм реализации властных полномочий субъекта управления, включающий в себя властную вертикаль, действующую на основе субординации, и обязательность исполнения распоряжений вышестоящего уровня управления. Невыполнение руководящих указаний влечет за собой применение санкций.

Административные методы предполагают прямое управленческое воздействие на объект управления путем издания нормативного акта, распоряжения, команды, предписания, через которые выражается воля субъекта управления. Административное воздействие должно быть обязательно юридически обосновано и четко определено по объекту воздействия и применяемым методам.

  1. Социально-политические методы управления включают в себя разнообразные методы воздействия на общество и общественные отношения, начиная от создания системы социальной защиты населения и заканчивая пропагандистскими акциями. Ключевую роль в развитии демократических институтов и формировании гражданского общества играют выборы как главный механизм воздействия общества на систему государственного и муниципального управления.

  2. Экономические методы государственного управления в Российской Федерации основываются на конституционных положениях, провозглашающих равенство всех форм собственности и возлагающих на государство обязанность обеспечения свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции.

К экономическим методам государственного управления относятся: приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, бюджетные трансферты, поддержка депрессивных территорий, целевые программы и т. п. При применении экономических методов регулирования важно не допускать негативного, тормозящего воздействия на экономическое развитие общества.

  1. Оперативно-исполнительный метод заключается в праве органов исполнительной власти принимать соответствующие подзаконные акты, а также обеспечивать контроль за исполнением уже принятых.

  2. Метод подбора и расстановки управленческих кадров имеет очень большое значение для эффективности системы государственного управления. Следует заметить, что в современных принципах кадрового подбора государственного аппарата уже заложено противоречие. В некоторых странах система гарантий для госслужащих, как правило, включает механизмы их несменяемости, что, в свою очередь, порождает кадровый застой в системе госуправления и может приводить к весьма негативным последствиям в исторической перспективе. Российская система государственного управления унаследовала от советского периода «клановый» принцип подбора кадров госслужащих, где главным критерием является не профессиональная пригодность, а лояльность вышестоящему руководителю. Прямым следствием подобной практики является безответственность на всех уровнях управления и растущая неэффективность системы.

  3. Методы контроля включают в себя предварительный, текущий и последующий контроль, выборочную проверку, документальную и фактическую ревизию. Следует отметить, что без действенных и независимых механизмов контроля построить эффективную систему управления практически невозможно.

  4. Социально-психологические методы управления пересекаются непосредственно с методами убеждения и политтехнологическими методами. Они так же воздействуют непосредственно на сознание людей для формирования в нем целевых установок, ценностных ориентиров, социальной идентификации.

  5. Политтехнологические методы управления предполагают использование пропаганды, методик public relations и скрытого манипулирования общественным сознанием. Политические технологии получили широкое распространение в России последнего десятилетия. При этом глубокую озабоченность вызывает обозначившаяся в практике отечественного государственного управления тенденция к подмене реальных управленческих решений политическими технологиями.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте субъект и объект государственного управления.

  2. В чем состоит универсальная цель государственного управления?

  3. Опишите фазы процесса принятия решений.

  4. Какие подсистемы составляют систему государственного управления?

  5. Что такое государственный аппарат?

  6. Каковы основные принципы государственного управления?

  7. Назовите общие функции государственного управления.

  8. Опишите правовые и организационные формы государственного управления и обоснуйте их взаимосвязь.

  9. Какие существуют методы государственного управления?

Задания для углубленного изучения:

  1. В чем, по-вашему, состоит важность применения методов косвенного регулирующего воздействия?

  2. К каким негативным последствиям для экономического развития общества может привести недостаточно продуманное использование экономических методов государственного управления?

  3. Обоснуйте важность развития социально-управленческих отраслей науки для повышения эффективности государственного управления.