1.2.7. Формы и методы государственного управления
Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.
Государственное управление характеризуется большим разнообразием форм и применяемых методов. Обобщенно выделяют две группы форм государственного управления – это правовые формы и организационные формы.
Правовые формы государственного управления включают в себя следующие действия: издание нормативных правовых актов, заключение договоров, регистрацию, лицензирование, применение мер административного воздействия. Применение правовых форм всегда предполагает наступление определенных юридических последствий. Действия субъекта управления при применении правовых форм носят императивный и формально определенный характер.
Организационные формы государственного управления охватывают: принятие управленческих решений (стратегических и тактических), определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер реагирования на кризисные ситуации. Организационные формы характеризуются гибкостью применения, предполагают проведение широкого спектра мероприятий. Итогом применения организационных форм управления зачастую является управленческое решение, которое впоследствии приобретает правовую форму.
Организационные и правовые формы государственного управления тесно взаимосвязаны и на практике взаимно дополняют друг друга. Правовые формы нуждаются в организации их осуществления, организационные формы имеют правовые последствия.
Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.
Через методы государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления и достигаются цели и задачи государственного управления.
Существует две основные группы методов государственного управления: методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления14.
I. Методы функционирования органов государственной власти непосредственно связаны с реализацией целей и задач государственного управления. Они содержат механизмы взаимодействия субъекта и объекта государственного управления и реализации компетенции органов управления для решения задач в соответствии с их полномочиями. По характеру воздействия на объект управления методы функционирования органов государственной власти делятся на методы прямого административного воздействия и методы косвенного регулирующего воздействия.
Методы прямого административного воздействия включают в себя методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования и государственного контроля.
Метод правового регулирования предполагает совершение юридически значимых действий через предоставление прав и наложение обязанностей, а также возможности выбора вариантов поведения в рамках правовых норм.
Метод убеждения характеризуется широким арсеналом средств воздействия на человеческое сознание, которые может применять государственная власть. Здесь находят применение технологии public relations, пропаганда, авторитет власти, мотивация должностного поведения. Следует отметить, что убеждение дает, как правило, гораздо больший эффект по воздействию на общество, нежели карательно-принудительные методы.
Метод принуждения в современной теории государственного управления трактуется как вынужденный, однако в ряде сфер, например в правоохранительной деятельности, метод принуждения является необходимым.
Метод публичного администрирования охватывает сферу государственного строительства, формирования и функционирования властных структур и правовой системы. Под администрированием здесь понимается система мер, практикуемых государственными органами для реализации их управленческих функций. Публичный характер администрирования означает, что деятельность государственных органов осуществляется в общественных интересах, гласно, прозрачно и на общественные средства (государственное имущество, налоги, финансы).
Метод государственного контроля подразумевает деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения законов и других правовых актов.
Методы косвенного регулирующего воздействия включают в себя методы воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения и т. п.
II. Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления отличаются значительным разнообразием и, в свою очередь, могут быть структурированы следующим образом.
Административные методы составляют основу деятельности исполнительной власти. Сущность административных методов заключается в воздействии на объект управления с целью побудить к соблюдению установленных норм. Посредством административных методов функционирует механизм реализации властных полномочий субъекта управления, включающий в себя властную вертикаль, действующую на основе субординации, и обязательность исполнения распоряжений вышестоящего уровня управления. Невыполнение руководящих указаний влечет за собой применение санкций.
Административные методы предполагают прямое управленческое воздействие на объект управления путем издания нормативного акта, распоряжения, команды, предписания, через которые выражается воля субъекта управления. Административное воздействие должно быть обязательно юридически обосновано и четко определено по объекту воздействия и применяемым методам.
Социально-политические методы управления включают в себя разнообразные методы воздействия на общество и общественные отношения, начиная от создания системы социальной защиты населения и заканчивая пропагандистскими акциями. Ключевую роль в развитии демократических институтов и формировании гражданского общества играют выборы как главный механизм воздействия общества на систему государственного и муниципального управления.
Экономические методы государственного управления в Российской Федерации основываются на конституционных положениях, провозглашающих равенство всех форм собственности и возлагающих на государство обязанность обеспечения свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции.
К экономическим методам государственного управления относятся: приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, бюджетные трансферты, поддержка депрессивных территорий, целевые программы и т. п. При применении экономических методов регулирования важно не допускать негативного, тормозящего воздействия на экономическое развитие общества.
Оперативно-исполнительный метод заключается в праве органов исполнительной власти принимать соответствующие подзаконные акты, а также обеспечивать контроль за исполнением уже принятых.
Метод подбора и расстановки управленческих кадров имеет очень большое значение для эффективности системы государственного управления. Следует заметить, что в современных принципах кадрового подбора государственного аппарата уже заложено противоречие. В некоторых странах система гарантий для госслужащих, как правило, включает механизмы их несменяемости, что, в свою очередь, порождает кадровый застой в системе госуправления и может приводить к весьма негативным последствиям в исторической перспективе. Российская система государственного управления унаследовала от советского периода «клановый» принцип подбора кадров госслужащих, где главным критерием является не профессиональная пригодность, а лояльность вышестоящему руководителю. Прямым следствием подобной практики является безответственность на всех уровнях управления и растущая неэффективность системы.
Методы контроля включают в себя предварительный, текущий и последующий контроль, выборочную проверку, документальную и фактическую ревизию. Следует отметить, что без действенных и независимых механизмов контроля построить эффективную систему управления практически невозможно.
Социально-психологические методы управления пересекаются непосредственно с методами убеждения и политтехнологическими методами. Они так же воздействуют непосредственно на сознание людей для формирования в нем целевых установок, ценностных ориентиров, социальной идентификации.
Политтехнологические методы управления предполагают использование пропаганды, методик public relations и скрытого манипулирования общественным сознанием. Политические технологии получили широкое распространение в России последнего десятилетия. При этом глубокую озабоченность вызывает обозначившаяся в практике отечественного государственного управления тенденция к подмене реальных управленческих решений политическими технологиями.
Контрольные вопросы:
Охарактеризуйте субъект и объект государственного управления.
В чем состоит универсальная цель государственного управления?
Опишите фазы процесса принятия решений.
Какие подсистемы составляют систему государственного управления?
Что такое государственный аппарат?
Каковы основные принципы государственного управления?
Назовите общие функции государственного управления.
Опишите правовые и организационные формы государственного управления и обоснуйте их взаимосвязь.
Какие существуют методы государственного управления?
Задания для углубленного изучения:
В чем, по-вашему, состоит важность применения методов косвенного регулирующего воздействия?
К каким негативным последствиям для экономического развития общества может привести недостаточно продуманное использование экономических методов государственного управления?
Обоснуйте важность развития социально-управленческих отраслей науки для повышения эффективности государственного управления.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе