logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.

Путем инициирования изменений налогового и бюджетного законодательства федеральное правительство планомерно перераспределяло в свою пользу налоговые ресурсы государства и полномочия по управлению ими в целях решения социальных проблем.

Важной инициативой этого периода было создание в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших промежуточным уровнем государственного управления между федерацией и ее субъектами. Полномочные представители Президента России в федеральных округах получили значительные полномочия по координации работы федеральных структур на подведомственной им территории, полномочия по унификации регионального законодательства на территории страны, полномочия в сфере координации управления региональным развитием.

Кроме того, деятельность федеральных властей в России в этот период была направлена на укрепление вертикали исполнительной власти. Последовательно были реализованы следующие шаги:

  1. уточнены полномочия субъектов федерации по предметам совместного ведения;

  2. заложена модель решения вопросов о распределении полномочий в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации (фактически они были распределены в пользу краев и областей, на территории которых находятся автономные округа);

  3. законодательно определены основы финансовых взаимоотношений центра и субъектов федерации (с концентрацией большинства решающих полномочий на федеральном уровне);

  4. введен один из институтов федерального вмешательства – временная финансовая администрация – как чрезвычайный инструмент воздействия на региональные власти в случае их финансовой несостоятельности;

  5. изменен порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания, сделавший его в большей степени подконтрольным Президенту и федеральному правительству;

  6. образован новый консультативно-совещательный орган при Президенте – Государственный Совет, в который вошли главы субъектов федерации и основной функцией которого является выработка предложений в сфере региональной политики и федеративных отношений;

  7. начат процесс укрупнения субъектов федерации, в первую очередь «сложноустроенных» субъектов, включающих в себя автономные округа. Почти завершился процесс объединения Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края и автономных округов, находящихся на его территории (Эвенкийского и Долгано-Ненецкого). Было положено начало объединению Камчатской области и Корякского автономного округа;

  8. изменен порядок избрания глав субъектов федерации, которые теперь избираются законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России.

Эти изменения в целом позволяют говорить о постепенном формировании в стране централизованного варианта федеративного государства.

В 2005 г. вновь было образовано Министерство регионального развития России. После ликвидации в 2000 г. Министерства по делам федерации и национальным отношениям в структуре органов федеральной власти отсутствовало учреждение, которое занималось бы координацией региональной политики в стране. Однако с воссозданием Минрегионразвития актуальной стала проблема межведомственной конкуренции: в области региональной политики сегодня действуют два ключевых ведомства, каждое из которых разрабатывает свои концепции региональной политики, – Министерство экономического развития и торговли и Министерство регионального развития.

После того как руководители субъектов федерации посредством изменения процедуры их избрания стали полностью подконтрольны федеральному правительству, произошла децентрализация управленческих функций. К августу 2005 г. было принято решение о передаче на региональный уровень около 130-ти полномочий. Соответствующий законопроект поступил в Государственную Думу осенью 2005 г. Таким образом, процесс централизации организационной структуры государственного управления идет параллельно с перераспределением полномочий между различными территориальными управленческими уровнями в пользу относительной децентрализации.

Недооцененными оказались последствия реформ, проводимых в социальной сфере. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. о монетизации льгот, реализация которого стартовала в 2005 г., внес значительные изменения в систему предоставления социальных льгот и установил новое распределение полномочий в социальной сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

Полностью провести все необходимые подготовительные мероприятия к 1 января 2005 г. не удалось. Оценка стоимости пакетов социальных льгот производилась чиновниками «навскидку» либо их стоимость была сознательно занижена. Повсеместно наблюдались результаты непродуманности решений, например по оплате транспортных расходов, когда размеры компенсаций оказались во много раз меньше фактических расходов. Кроме того, механизм перехода к новой системе оказания социальной помощи оказался недостаточно проработанным.

Все это привело к резкому росту социальной напряженности более чем в 60 субъектах федерации в первые месяцы 2005 г. Правительство России израсходовало на проведение реформы по монетизации льгот в 1,5–2 раза больше запланированного, а многие регионы в еще большей степени стали зависеть от федеральных трансфертов.

В стадию реализации вступила реформа жилищно-коммунального хозяйства. При постепенном переходе на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ предполагается реализация различных региональных моделей. Хотя структуры управления оказанием услуг ЖКХ, система учета качества и объемов проводимых работ, исходя из которых должна производиться оплата, еще в стадии формирования. Тем не менее, по-видимому, отрицательный опыт социальных реформ непосредственно учитывается в практике преобразований.

Контрольные вопросы:

  1. Как различаются значения терминов «регион» и «район»?

  2. Что представляет собой государственное региональное управление?

  3. Какие функциональные подсистемы составляют контурную схему описания региона?

  4. Что такое государственная региональная политика и каковы ее основные направления?

  5. Какие этапы можно выделить в развитии региональной политики в Советском Союзе?

  6. Какова динамика развития региональной политики в Российской Федерации?

Задания для углубленного изучения:

  1. Какие причины способствовали развитию понимания региона в Европе, прежде всего, как культурной и экономической общности и субъекта политического процесса?

  2. Почему создание в СССР совнархозов не дало в итоге полноценного положительного эффекта для экономики?