1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
Структура – форма организации системы, совокупность и единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, а также совокупность органов управления, обеспечивающих выполнение некоторых функций, необходимых для достижения поставленных целей.
Структура любой системы исчерпывающим образом характеризует эту систему с точки зрения ее системного единства.
Элементы системы государственного управления в составе системы образуют иерархические уровни управления и горизонтальные блоки управления, между которыми существуют вертикальные и горизонтальные связи, что позволяет нам представлять систему государственного управления состоящей из входящих в нее сложных элементов – подсистем.
Элементы системы государственного управления можно выделять по различным классификационным признакам. Наиболее перспективным является выделение подсистем на основании природы входящих в них элементов, так как достаточно очевидно, что однородные элементы по своей природе в системе действуют комплексно.
На этом основании можно выделить шесть подсистем, которые составляют систему государственного управления9:
Институциональная подсистема. Совокупность органов власти и управления, учреждений и институтов, обеспечивающих деятельность по государственному управлению. Институциональная подсистема включает в себя активные органы, осуществляющие управление.
Нормативно-правовая подсистема. Совокупность нормативно-правовых документов, на основании которых осуществляется государственное управление.
Функционально-структурная подсистема. Система распределения функций между различными структурными элементами системы государственного управления.
Коммуникативная подсистема. Совокупность отношений между субъектами управления, между ними и общественными организациями и институтами, между ними и отдельными гражданами.
Профессионально-кадровая подсистема. Система подготовки и отбора кадров для органов государственного управления.
Профессионально-культурная подсистема. Система этических и культурных представлений, исповедуемых деятелями управленческого аппарата в профессиональной сфере.
Как легко убедиться, основополагающими здесь являются первые две подсистемы – институциональная и нормативно-правовая, – и изучение системы государственного управления по преимуществу сосредоточивается именно на них. Остальные подсистемы выступают как вспомогательные. Тем не менее формирование эффективно действующей системы государственного управления требует от нас должной степени организации всех подсистем этой системы, построения наиболее успешной структуры каждой из них. (Подробнее о подсистемах см. в § 5.7.)
Рассмотрим в общих чертах институциональную подсистему системы государственного управления, которая носит название «государственный аппарат».
Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих различные формы государственного воздействия на общество.
Структура государственного аппарата определяется подходом к организации государственной власти (единство, разделение, субсидиарность) и политико-территориальной организацией. В государственном аппарате выделяют лица и органы, осуществляющие власть, и лица и органы, обслуживающие тех, кто власть осуществляет10.
Среди органов, осуществляющих власть, выделяют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органами законодательной власти являются, как правило, общегосударственные парламенты, носящие в различных государствах разные названия. В федеративных (конфедеративных) государствах и в государствах, имеющих в своем составе автономии, существуют также законодательные органы субъектов федерации и автономий, входящих в состав государства. В ряде государств имеются надпарламентские законодательные органы (Туркмения, Индонезия).
Исполнительная власть формально принадлежит главе государства (в монархии это монарх, в республике – президент), в то время как фактически могут существовать различные формы распределения полномочий между главой государства и главой правительства (премьер-министром). К исполнительной ветви власти примыкают армия, полиция (милиция), служба государственной безопасности, разведка, контрразведка, тюрьмы.
Судебный аппарат представляют судьи и обслуживающие суды технические служащие, а кроме того, прокуроры, судебные коменданты, приставы и (в некоторых странах) следственные судьи.
Подробнее об организации законодательной, исполнительной и судебной власти – в соответствующих главах учебника.
Кроме государственного аппарата, относящегося к трем ветвям власти, существуют и другие органы, не входящие в структуру органов этих властей. Сюда относятся органы с особым статусом, прежде всего избирательные и контрольные. В Российской Федерации это Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Центральный банк. В России также прокуратура обособлена от судов и не входит в государственный аппарат судебной власти.
В органах государственной власти различают должности общей и отраслевой компетенции; центральные, региональные и местные органы, коллегиальные и единоличные.
Внутри государственного аппарата выделяют государственные организации, государственные органы и государственных служащих.
Государственный орган – это самостоятельная структурная единица государственной власти, которая наделена внешними по отношению к себе управленческими функциями.
К государственным организациям относятся государственные учреждения и предприятия, которые осуществляют только внутреннее управление и не осуществляют внешних управленческих функций.
Государственным служащим является лицо, находящееся на государственной службе и обеспечивающее полномочия государственных органов.
Полномочия государственного служащего определяются государственной должностью – штатной единицей в составе государственного органа с определенным кругом прав и обязанностей.
Эффективность любой системы, в том числе системы государственного управления, определяется рядом принципиальных факторов, связанных с ее структурной организацией:
Организационная структура должна соответствовать цели деятельности и тактике ее достижения.
В структуре должны быть однозначно определены права и обязанности каждого элемента системы, каждого из ее иерархических уровней.
Оптимальность созданной структуры обеспечивает длительное и эффективное существование данной системы.
В настоящее время в мире происходят постепенная эволюция систем государственного управления, связанная с эволюцией общества. Наиболее важные ее тенденции охватывают все государства и существующие в них органы государственной власти. Это связано с глобализацией современного общества, при которой критерии эффективности зачастую не только являются определяющими внутри государства, но и четко обозначают его место и роль в мировом сообществе.
Одной из таких тенденций является постоянное усложнение государственного управления, что неизбежно приводит к усложнению его системы. Это связано со значительным повышением уровня индустриализации экономики, увеличением доли умственного труда в производстве. Все это заставляет государство искать новые формы и средства социального управления, заниматься подготовкой квалифицированного персонала11.
Для обеспечения эффективной обратной связи между подчиненным и руководителем и должного качества и приемлемости принимаемых решений в настоящее время совершается переход от административных к интеллектуальным методам управления. Считается, что подобный подход обеспечивает творческое и гармоничное взаимодействие руководителя и подчиненного через систему прямых и обратных связей12.
В системе государственного управления все большее значение приобретает информация, которая становится важнейшим фактором, на основании которого может быть осуществлено действительное управление. Владение информацией значительно повышает роль субъекта в системе принятия решений, управленческое воздействие все в большей мере становится информационным. Именно на этом основании некоторые исследователи говорят о становлении «информационного общества».
Все это сопровождается ростом индивидуализма в обществе. Отдельный человек все в большей степени начинает понимать свои права и активно добивается их соблюдения. Это приводит к усложнению социальных отношений в обществе, изменению традиционных норм поведения, что требует значительного вмешательства государственных органов в процесс социального взаимодействия людей, изобретения более сложных форм и методов управления.
В этих условиях большое значение в государстве начинает приобретать исследовательская наука, по преимуществу наука социально-управленческая, так как уровень ее развития определяет уровень возможностей государства в гибком управлении обществом при помощи сложных информационных наукоемких технологий. Состояние науки, определяемое, прежде всего, состоянием исследовательских работ, показывает, насколько хорошо общество может реагировать на вызовы внешнего мира и проблемы внутреннего взаимодействия элементов, когда инструментарий ответа является по преимуществу информационным.
Растущее значение информации в органах государственного управления является залогом рациональности и эффективности принимаемых ими решений. Современное государство считает одним из своих приоритетов информационное обеспечение деятельности органов государственной власти. Информация позволяет определить имеющиеся в наличии управленческие ресурсы, выделить организационные формы, установить варианты решения и оценить их с точки зрения их эффективности (соотношения задействованных ресурсов к полученным результатам). Таким образом, в управлении требуется органическое единство информации, знаний и опыта.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе