logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета

К началу Второй Мировой войны и вступлению в нее Советского Союза происходит новое перераспределение государственных функций между органами власти, связанное с необходимостью обеспечить оперативное чрезвычайное управление страной в связи с ведением боевых действий. 22 июня 1941 г. вся полнота власти в местностях, оказавшихся на военном положении, переходит к военному совету и военному командованию войсковых соединений. 23 июня создается коллективный орган руководства Вооруженными силами – Ставка главного командования. 24 июня при Совнаркоме создается Совет по эвакуации, для перемещения производственных мощностей и людских ресурсов. На базе военных округов в западной части страны были сформированы фронты. 30 июня вся полнота власти в стране переходит к Государственному комитету обороны (ГКО) под председательством И. В. Сталина115.

Сформировалась следующая система управления. ГКО как высшему органу подчинялась Ставка, под контролем Ставки находился Центральный штаб партизанского движения, управлявший партизанскими формированиями; Генеральный штаб, руководивший фронтами; Наркомат обороны, распоряжавшийся резервами и военными округами внутренних районов; Наркомат военно-морского флота, управлявший флотами и флотилиями.

Управление экономикой тоже осуществляется в соответствии с требованиями чрезвычайного положения. В 1942 г. узаконивается принудительная мобилизация трудоспособного населения в промышленности, формируются Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометного вооружения, управляющие тыловым обеспечением фронта. Активно используется и система ГУЛАГа (Главного управления исправительно-трудовых лагерей и трудовых колоний).

Разделенный накануне войны на НКВД и НКГБ (Народный комитет государственной безопасности) НКВД объединяется на первом этапе войны, но в 1943 г. снова разделяется, когда перелом в войне уже наступил. Формируются заградительные отряды; на НКВД ложится миссия обеспечения стойкости советских солдат в процессе проведения боевых действий.

Уже в 1943 г. происходит подготовка к послевоенному переустройству страны. Начинается восстановление разрушенного войной хозяйства, проводятся репрессии на освобожденных территориях, расширяются права союзных республик в деле обороны и внешней политики в преддверии подготовки их вступления в ООН, происходит масштабное разукрупнение областей, окончательно огосударствливаются общественные организации.

В 1943 г. нормализуются отношения между государством и Русской православной церковью. Проводятся выборы нового патриарха, массово открываются и возвращаются верующим закрытые в 1930-е гг. храмы.

На протяжении всего послевоенного периода существования политической системы Советского Союза, вплоть до начала Перестройки в 1985 г., общая система управления государством оставалась стабильной. Совнарком был преобразован в Совет министров, а наркоматы – в министерства уже в 1946 г. Высшим органом власти остался Верховный Совет с постоянно действующим Президиумом. Пост Председателя Президиума после 1946 г. последовательно занимали: Н. М. Шверник (1946–1953), К. Е. Ворошилов (1953–1960), Л. И. Брежнев (1960–1964, 1977–1982), А. И. Микоян (1964–1965), Н. В. Подгорный (1965–1977), Ю. В. Андропов (1983–1984), К. У. Черненко (1984–1985), А. А. Громыко (1985–1988), М. С. Горбачев (1988–1989)116.

Происходит реформирование армии, для чего в ее составе в подчинении Министерства обороны формируются главные командования видов Вооруженных сил СССР (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Войск противовоздушной обороны, Воздушно-десантных войск). В подчинение министру обороны переходит Генеральный штаб, что окончательно укрепляет централизацию военного управления в стране. В силовых министерствах, наоборот, происходит разукрупнение, окончательно разделяются КГБ и МВД, как две конкурирующие организации, чье противостояние обеспечивает управляемость силовыми органами со стороны партийного руководства. Упраздняются все чрезвычайные организации и незаконные способы судопроизводства.

После окончания войны структура советского АТД значительно не реформировалась. Исключением может служить попытка Н. С. Хрущева организовать управление государством на основании отраслевого принципа – введение совнархозов (1957–1965).

Система совнархозов существовала в стране в 1917–1932 гг. Для управления экономикой на местах вводились советы народного хозяйства, которые подчинялись своему руководящему органу – высшему совету народного хозяйства (ВСНХ). Отменены они были в 1932 г., когда партийный аппарат вырос и окреп, оказавшись в состоянии заменить отсутствующую систему хозяйственного управления.

К 1957 г. Хрущев начинает понимать пагубность существующей системы управления экономикой. Произвольно нарезанные без учета реальных экономических связей регионы рвали целостную экономическую систему отраслей, вместо того чтобы координировать действия различных ведомств на той или иной территории. Схема АТД, выстроенная на основании экономической целесообразности, могла обеспечить такое взаимодействие. Именно такую политику и предпринимает Хрущев. Создается 105 совнархозов, которые, в отличие от раннесоветских, строятся по территориальному принципу.

Таким образом, на фантомную систему федерализма и реальную систему властной партийной вертикали накладывается еще одна властная система. Однако при ее введении отталкивались от уже сложившейся схемы административно-территориального деления – сложившейся случайным образом. Сетка совнархозов была внутренней по отношению к сетке ССР, и без упразднения старой схемы АТД система совнархозов не могла дать полноценного эффекта, так как политическая сетка управления противоречила экономической. Уже в 1965 г. совнархозы были отменены, что ознаменовало собой начало тотального экономического кризиса в СССР.

В новой Конституции СССР (1977) сохранялась система власти, заложенная в предшествующей Конституции, но было изъято положение о скором построении коммунистического общества. Коммунистическая партия была обозначена в качестве политического и управленческого «ядра» политической системы Советского Союза. Новая Конституция оказалась гораздо более реалистичным документом, чем все предшествующие. Она постулировала построение в стране «развитого социализма» и переориентировала государственные органы с цели построения коммунизма на текущие задачи повседневного управления для улучшения благосостояния советского общества.