5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
Особой ветвью органов государственной власти является прокуратура. Существуют споры по поводу отнесения ее к той или иной ветви власти. Некоторые считают прокуратуру составной частью исполнительной власти, другие выносят ее за пределы всех ветвей власти, некоторые причисляют к рассредоточенной контрольной власти, возникшей в современных условиях в дополнение к трем традиционным ветвям власти.
Наиболее уместно считать прокуратуру особой составной частью судебной власти. Именно так она обозначена в Конституции РФ. Подавляющее большинство функций прокуратуры в демократических странах Запада относится к компетенции судов. Отнесение их к ведению прокуратуры в нашей стране является наследием советского тоталитаризма, в котором прокуратура была полностью подконтрольна исполнительной власти и сама контролировала суды.
Согласно Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 129 Конституции РФ). Все прокуроры относятся к системе федеральной власти, прокуратуры субъектов РФ не существует.
Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РФ. Он назначается на должность на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации на пять лет. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором на пять лет и освобождаются им от занимаемой должности. Таким образом, Генеральный прокурор РФ практически единолично решает кадровые вопросы в рамках прокуратуры, что и обеспечивает ее централизацию. В отличие от судов, вышестоящие органы прокуратуры могут вмешиваться в деятельность нижестоящих и прямо отдавать им предписания.
Дела с участием военнослужащих рассматривает военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором, являющимся по должности заместителем Генерального прокурора РФ.
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные выполнять эти обязанности по состоянию здоровья. Прокуроры и следователи не должны быть членами иных органов государственной власти и местного самоуправления, участвовать в деятельности политических общественных объединений. Они не могут заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой.
Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры – обеспечение верховенства Конституции и закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.
Основные функции прокуратуры:
Надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц. Из-под надзора прокуратуры выведены высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, президент, правительство.
Надзор за соблюдением теми же органами, а также органами управления и различными организациями прав и свобод человека и гражданина.
Надзор за исполнением законов следственными и дознавательными органами.
Надзор за исполнением законов администрацией учреждений исполнения наказания.
Для осуществления своих функций прокурор обладает набором полномочий:
осуществление проверки деятельности различных организаций, возможность требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждать уголовные и административные дела;
освобождение из-под стражи лиц, которые были задержаны незаконно (это не только право, но и обязанность прокурора);
осуществление уголовного преследования в суде путем выступления в качестве государственного обвинителя;
право опротестования решения суда в порядке надзора или в обращении к вышестоящему прокурору, который сам может заявить протест в порядке надзора;
предъявление и поддерживание гражданского иска в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в предусмотренных законом случаях.
На основании осуществляемого прокурором надзора могут быть созданы четыре вида актов прокурорского реагирования: постановление, протест, представление, предостережение.
Постановление – это акт о возбуждении уголовного дела или судебного производства об административном правонарушении в отношении лица, нарушившего закон.
На основании рассмотрения обстоятельств правонарушения прокурор самостоятельно принимает решение об открытии уголовного или административного дела.
Протест может быть вынесен на противоречащий закону правовой акт.
Подобным образом может быть опротестовано решение суда. Протест направляется в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест должен быть незамедлительно рассмотрен, о результатах его рассмотрения необходимо сообщить прокурору.
Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу на предмет устранения допущенных последними нарушений закона.
Как и протест, представление должно быть рассмотрено безотлагательно; в течение месяца должны быть приняты меры, о которых прокурору сообщается письменно. На действия Правительства РФ представления не выносятся, о подобных нарушениях генеральный прокурор сообщает президенту.
Предостережение – это акт о недопустимости нарушения закона, который может быть составлен при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Контрольные вопросы:
Опишите разновидности судебных дел.
Какие противоречия связаны с положением суда в обществе?
Каковы высшие судебные органы в Российской Федерации?
Как формируется состав высших судебных органов Российской Федерации?
Кто может стать судьей в России?
Опишите правовой статус судей в РФ.
Перечислите конституционные принципы отправления правосудия.
Что такое судебное решение?
В чем заключается главная задача прокуратуры?
Назовите функции прокуратуры.
Задания для углубленного изучения:
В чем смысл утверждения, что судебное решение осуществляется судебным присутствием?
Какую роль играют конституционные суды в системе государственной власти Российской Федерации?
В чем заключается проблема обеспечения реальной независимости судей?
Какое значение в судебной системе имеет прокурорский протест?
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе