logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (п. 1 ст. 118 Конституции РФ) посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции РФ).

В нашей стране существует сложная разветвленная система судов. Они делятся на федеральные суды и суды субъектов федерации. Федеральные суды делятся на суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

Высшим органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ, в подчинении которого находятся верховные суды некоторых республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды.

Высшим органов арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ, в подчинении которого находятся арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, на федеральном уровне существует две основные ветви судебной системы: общая и арбитражная. Конституционный Суд стоит в этой системе особняком, так как не имеет низовых звеньев; конституционные (уставные) суды субъектов РФ не входят в его непосредственное подчинение. При этом все суды составляют единую судебную систему РФ, так как основываются на общих принципах, установленных законами.

Конституционные (уставные) суды предназначены для рассмотрения дел о соответствии правовых актов Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды существуют лишь в нескольких субъектах РФ. Конституционный Суд РФ проверяет соответствие правовых актов Конституции РФ, рассматривает споры о компетенции органов государства, дает толкование Конституции, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ (что необходимо для отрешения его от должности) (ст. 125 Конституции РФ). Сходные функции на уровне субъектов федерации имеют и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, впрочем, здесь существуют и различия. В Республике Марий Эл конституционный суд осуществляет контроль за выборами президента, а в Башкортостане следит за конституционностью общественных объединений.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (п. 1 ст. 125 Конституции РФ), которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, прекращают свое действие, а международные договоры не могут быть введены в действие (п. 7 ст. 125 Конституции РФ). Сходная система существует и в порядке назначения и полномочиях конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Как уже отмечалось, Конституционный Суд РФ не является вышестоящим по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ, но он может на общих основаниях рассматривать и отменять их решения в случае их несоответствия Конституции РФ, а также и конституции (уставы) субъектов РФ и их отдельные положения. Это следует из верховенства Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ, а их конституционные (уставные) суды – принимать свои решения в рамках правовых положений Конституции РФ. Так обеспечивается целостность системы конституционного права и разделение юрисдикции конституционных судов различного уровня.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским, трудовым и административным делам, по первой и второй инстанциям (жалобе сторон, протесту прокурора и т. д.). Председатель и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента. Все остальные судьи (кроме мировых) назначаются президентом по рекомендации Верховного Суда и Высшей квалификационной коллегии.

Верховный Суд РФ является судом первой инстанции по ряду дел: рассмотрение ненормативных актов президента, Федерального Собрания и правительства, жалоб кандидатов в депутаты и на должность президента и т. д. Верховный Суд устанавливает наличие состава преступления в действиях Президента РФ по обвинению, выдвинутому Государственной Думой (что необходимо для отрешения его от должности). Верховный Суд осуществляет в установленных законом процессуальных формах надзор за деятельностью других судов (обладает право кассационного пересмотра их решений), а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Вместе с тем Верховный Суд РФ не имеет права командовать деятельностью нижестоящих судов. Деятельность Верховного Суда осуществляется в рамках президиума, пленума и трех коллегий, ведающих гражданскими и уголовными делами, а также военная коллегия.

Существуют также особые виды судов:

  1. Военные суды. Им подсудны уголовные, гражданские и административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы.

  2. Суды присяжных. В России они предусмотрены только по тем уголовным делам, где обвиняемым грозит суровое наказание. При этом обвиняемые могут выбрать, в каком суде будет рассматриваться их дело: в суде присяжных или в профессиональном суде.

  3. Мировые суды. Они входят в единую судебную систему России, хотя и являются судами общей юрисдикции субъектов РФ. Их члены назначаются законодательным собранием субъекта РФ или избираются населением судебного участка. Они вправе единолично решать по первой инстанции следующее: рассматривать уголовные дела (со сроком наказания до 2-х лет), издавать судебные приказы, расторгать браки (если отсутствует спор о детях), рассматривать дела, относящиеся к брачно-семейным отношениям, разрешать имущественные споры (с иском до 500 минимальных размеров оплаты труда), рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешать трудовые споры.

  4. Специализированные суды. Возможность их создания предусмотрена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» от 3 декабря 1996 г. (редакция от 4 июля 2003 г.) для рассмотрения отдельных типов гражданских дел, но это требует внесения специальных дополнений в действующий закон.

Создание чрезвычайных судов, существующих вне общей системы и нарушающих общие правила судопроизводства, запрещено (п. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Арбитражные суды рассматривают экономические и хозяйственные споры и иные дела (о праве собственности, аренде, хозяйственном управлении). Председатель и судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, остальные арбитражные судьи назначаются президентом по представлению председателя Высшего Арбитражного Суда с согласия соответствующей коллегии судей (отстранение такого судьи тоже должно получить согласие этой коллегии). Высший Арбитражный Суд работает в составе президиума пленума и двух коллегий (по административным делам, по гражданским и иным делам).

В настоящее время судебная система Российской Федерации находится в стадии реформирования. Его целью является повышение авторитета судов, расширение их полномочий, совершенствование кадрового состава, обеспечение независимости и материальной обеспеченности судов, установление ответственности за неуважение к суду, наделение судов правом осуществлять надзор за деятельностью правоохранительных органов и над решениями других органов государственной власти, ориентация на непосредственное применение Конституции РФ.