5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
Как уже отмечалось ранее, система государственного управления состоит из шести подсистем, каждая из которых представляет собой законченную целостность и в свою очередь может быть рассмотрена как система.
Институциональная подсистема государственного управления – это совокупность государственных органов исполнительной власти и управления, которые во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве с институтами гражданского общества реализуют государственно-управляющее воздействие с целью исполнения законов.
Деятельность институциональной подсистемы подробно рассматривалась в параграфах, посвященных исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах, а также местному самоуправлению.
Нормативно-правовая подсистема представляет собой совокупность правовых норм, которые реализуются институциональной подсистемой в ее управленческой деятельности. Нормы выступают в качестве инструмента социального управляющего и в качестве ограничителя его собственной деятельности.
Нормы бывают моральные и правовые. Мораль и право выступают двумя взаимосвязанными феноменами.
Мораль представляет собой совокупность норм, существующих в обществе и регулирующих отношения между его составными частями.
Право является системой моральных норм, гарантированных и охраняемых государством.
Мораль и право имеют много общего, в соответствии с ними регулируются общественные отношения, они воплощаются посредством стимулов и ограничений и создаются самим обществом. Но есть между ними и существенные различия.
Нормы морали возникают раньше, чем нормы права.
Нормы морали существуют только в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных нормативных актах и образуют единую систему.
Нормы права имеют строго определенное время действия, они вводятся и упраздняются в определенный конкретный срок, в то время как нормы морали складываются и изживаются в общественном сознании постепенно.
Существуют области, которые невозможно урегулировать правовым способом и которые могут регулироваться только морально.
Нормы морали обеспечиваются силой общественного мнения, а нормы права – принуждающей мощью государственного аппарата через юридические санкции.
По отношению к человеку право выступает в качестве предоставляющего возможности, а мораль – в качестве налагающего обязательства187.
Возникновение права было связано с тем, что моральная регуляция оказалась не в состоянии обеспечить гармоничное функционирование общества: сила общественного мнения оказалась недостаточным сдерживающим моментом, чтобы обеспечить соблюдение членами общества моральных норм. Возникла необходимость создания аппарата принуждения, призванного силовым способом гарантировать соблюдение некоторой совокупности моральных норм, необходимой для сохранения целостности социума. Первоначально право не представляло собой системы, а являлось скорее совокупностью избранных норм морали, но со становлением демократического общества (впервые это произошло в Древней Греции и Древнем Риме) право должно было стать инструментом не только ограничения людей, но и защиты их прав, что требовало устранения двусмысленностей и противоречий. Этот процесс и сделал право системным (римское право в юриспруденции до сих пор считается образцом системности).
Право, прежде всего, устанавливается посредством законов.
Закон – политико-правовой нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном конституцией порядке, как правило, законодательными (представительными) органами государственной власти188.
Законы представляют собой основу нормативной системы общества; все остальные нормативные и ненормативные акты в государстве должны приниматься на основании законов и не противоречить им.
Право представляет собой систему, в которую кроме самих правовых норм включаются еще и другие элементы: субъекты права, правовые отношения и правовая культура.
Субъекты права – это индивидуумы и организованные сообщества индивидуумов (физические и юридические лица), которые могут выступать в соответствии с законодательством в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей189.
Субъекты права делятся на физические лица (индивидуумы), юридические лица (организации) и государственные органы.
Содержание субъекта права находит свое выражения в категориях «правоспособность», «дееспособность» и «деликтоспособность».
Правоспособность – это возможность для индивида быть носителем прав и обязанностей.
Дееспособность – это возможность физического лица осуществлять свои права и обязанности собственными действиями.
Деликтоспособность – это возможность лица самостоятельно отвечать за совершенные им правонарушения.
Правовые отношения – это объективные общественные отношения, развивающиеся под воздействием и при урегулировании норм права190.
Правовые отношения выполняют три функции.
Фиксируют круг субъектов, на которые в данных обстоятельствах распространяются конкретные нормы права;
Индивидуализируют абстрактную модель нормы права применительно к конкретным лицам;
Обусловливают меры защиты прав и обязанностей.
Правовая культура – это знание, понимание и использование предписаний права как сознательной потребности.
Норма права – это формально определенное государством общеобязательное правило поведения, нацеленное на урегулирование общественных отношений.
В нормах права мораль, как регулятор сферы должного, обращается к сущему и получает возможность частичной в нем реализации.
Нормы права нормативны, унифицированы, общеобязательны, формально определены, системны, гарантированы государством и носят государственно-властный характер. Таковы их основные признаки.
Нормы права могут быть:
регулятивные (содержащие правила нормальной деятельности: уполномочивающие, обязывающие, запрещающие), охранительные (защищающие урегулированные правом отношения) и специализированы (закрепляющие юридические понятия и определения);
материальные (определяющие права и обязанности) и процессуальные (закрепляющие процедуры осуществления этих прав);
диспозитивные, императивные, поощрительные, рекомендательные и дискреционные;
постоянные и временные.
Иерархия норм отражает иерархию принимавших их органов. Для обеспечения системности права необходима системность законодательства, которая обеспечивается системностью источников права.
Источник права – это юридическая форма, в которой выражаются правовые нормы. Источники бывают писаные и неписаные. В настоящее время главным источником права признается правовой акт.
Правовой акт – это письменный документ, выражающий властную волю и направленный на регулирование общественных отношений, который принят правомочным субъектом права (органом государственной власти, местного самоуправления, институтами прямой демократии) и имеет официальный характер и обязательную юридическую силу.
Правовые акты бывают нормативные, ненормативные и интерпретационные. Нормативные акты устанавливают общеобязательные правовые нормы, ненормативные акты дают конкретное разовое предписание конкретному лицу, а акты интерпретационные поясняют содержание отдельных норм (но сами новых норм не устанавливают).
Существует 13 основных видов правовых актов:
Конституция;
закон;
указ и распоряжение президента;
постановление и распоряжение правительства;
ведомственные акты (министерств и ведомств);
акты местного самоуправления;
акты прямого народного волеизъявления;
локальные акты (внутри организаций);
решения судебных органов;
положения, уставы, регламенты;
договоры;
программы и декларации;
международные правовые акты.
Акты могут непосредственно вступать в силу с момента введения их в действие, а могут требовать утверждения; они бывают коллегиальные и единоначальные; наконец, они могут иметь различный объем и силу действия.
В Российской Федерации существует жесткая иерархия источников права, которая позволяет устранять возникающие между нормами права противоречия, так как почти всегда можно установить взаимный статус норм, вступающих в противоречие.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе