logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы

Как уже отмечалось ранее, система государственного управления состоит из шести подсистем, каждая из которых представляет собой законченную целостность и в свою очередь может быть рассмотрена как система.

Деятельность институциональной подсистемы подробно рассматривалась в параграфах, посвященных исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах, а также местному самоуправлению.

Нормы бывают моральные и правовые. Мораль и право выступают двумя взаимосвязанными феноменами.

Мораль и право имеют много общего, в соответствии с ними регулируются общественные отношения, они воплощаются посредством стимулов и ограничений и создаются самим обществом. Но есть между ними и существенные различия.

    1. Нормы морали возникают раньше, чем нормы права.

    2. Нормы морали существуют только в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных нормативных актах и образуют единую систему.

    3. Нормы права имеют строго определенное время действия, они вводятся и упраздняются в определенный конкретный срок, в то время как нормы морали складываются и изживаются в общественном сознании постепенно.

    4. Существуют области, которые невозможно урегулировать правовым способом и которые могут регулироваться только морально.

    5. Нормы морали обеспечиваются силой общественного мнения, а нормы права – принуждающей мощью государственного аппарата через юридические санкции.

    6. По отношению к человеку право выступает в качестве предоставляющего возможности, а мораль – в качестве налагающего обязательства187.

Возникновение права было связано с тем, что моральная регуляция оказалась не в состоянии обеспечить гармоничное функционирование общества: сила общественного мнения оказалась недостаточным сдерживающим моментом, чтобы обеспечить соблюдение членами общества моральных норм. Возникла необходимость создания аппарата принуждения, призванного силовым способом гарантировать соблюдение некоторой совокупности моральных норм, необходимой для сохранения целостности социума. Первоначально право не представляло собой системы, а являлось скорее совокупностью избранных норм морали, но со становлением демократического общества (впервые это произошло в Древней Греции и Древнем Риме) право должно было стать инструментом не только ограничения людей, но и защиты их прав, что требовало устранения двусмысленностей и противоречий. Этот процесс и сделал право системным (римское право в юриспруденции до сих пор считается образцом системности).

Право, прежде всего, устанавливается посредством законов.

Законы представляют собой основу нормативной системы общества; все остальные нормативные и ненормативные акты в государстве должны приниматься на основании законов и не противоречить им.

Право представляет собой систему, в которую кроме самих правовых норм включаются еще и другие элементы: субъекты права, правовые отношения и правовая культура.

Субъекты права делятся на физические лица (индивидуумы), юридические лица (организации) и государственные органы.

Содержание субъекта права находит свое выражения в категориях «правоспособность», «дееспособность» и «деликтоспособность».

Правовые отношения выполняют три функции.

      1. Фиксируют круг субъектов, на которые в данных обстоятельствах распространяются конкретные нормы права;

      2. Индивидуализируют абстрактную модель нормы права применительно к конкретным лицам;

      3. Обусловливают меры защиты прав и обязанностей.

В нормах права мораль, как регулятор сферы должного, обращается к сущему и получает возможность частичной в нем реализации.

Нормы права нормативны, унифицированы, общеобязательны, формально определены, системны, гарантированы государством и носят государственно-властный характер. Таковы их основные признаки.

Нормы права могут быть:

Иерархия норм отражает иерархию принимавших их органов. Для обеспечения системности права необходима системность законодательства, которая обеспечивается системностью источников права.

Источник права – это юридическая форма, в которой выражаются правовые нормы. Источники бывают писаные и неписаные. В настоящее время главным источником права признается правовой акт.

Правовые акты бывают нормативные, ненормативные и интерпретационные. Нормативные акты устанавливают общеобязательные правовые нормы, ненормативные акты дают конкретное разовое предписание конкретному лицу, а акты интерпретационные поясняют содержание отдельных норм (но сами новых норм не устанавливают).

Существует 13 основных видов правовых актов:

Акты могут непосредственно вступать в силу с момента введения их в действие, а могут требовать утверждения; они бывают коллегиальные и единоначальные; наконец, они могут иметь различный объем и силу действия.

В Российской Федерации существует жесткая иерархия источников права, которая позволяет устранять возникающие между нормами права противоречия, так как почти всегда можно установить взаимный статус норм, вступающих в противоречие.