logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма

Эти правила задают основы юридически должного поведения, регулируют деятельность государственных органов, государственных и общественных организаций, юридических лиц. Воплощаются такие правила в специальных государственных актах, называемых законами. Наиболее высокую юридическую силу в Российской Федерации имеет Конституция (Основной закон).

Законодательная власть, согласно современной концепции легитимности, подразумевает прямое или опосредованное выражение воли народа. А поэтому принимаемые в процессе ее реализации нормативные акты – законы – являются более значимыми по сравнению с нормативными актами исполнительной и судебной власти. Акты исполнительной власти и решения судов (кроме судов, надзирающих за соблюдением Конституции, в России – Конституционного Суда Российской Федерации) не могут противоречить законам. Конституционный Суд Российской Федерации может лишить закон действия в случае его противоречия Конституции Российской Федерации.

Законодательная власть может осуществляться непосредственно народом – через референдум. В основном же из-за большой численности населения законодательная власть реализуется опосредованно, через специальные институты – органы государственной власти. Прежде всего, таким органом является общегосударственный представительный орган, имеющий обобщенное название «парламент».

Исторически зарождение парламента связывают с Великой хартией вольности, в результате принятия которой власть короля в Англии была ограничена собранием крупных феодалов и духовенства с участием представителей сельских общин и городов. Предшественники парламента существовали еще в древних Греции и Риме в виде представительных рабовладельческих органов123.

В России первый парламент был созван после царского манифеста от 17 октября 1905 г., на основании которого в декабре 1905 г. был подготовлен соответствующий указ. Открытие Государственной Думы произошло 27 апреля 1906 г. В период 1906–1917 гг. сменилось четыре государственные думы. Законодательная деятельность контролировалась монархом при посредстве назначаемого им Государственного Совета, которому поступали на визирование все принятые Думой законы. После 1917 г. в связи с установлением большевистской диктатуры Государственная Дума прекратила свое существование. В 1993 г. в новой Конституции Российской Федерации было зафиксировано создание парламента, по содержательным характеристикам функций близкого к сложившейся в мире практике. В 1990–2000-х гг. в России происходил процесс последовательного становления парламентаризма, связанный с переходом к демократии и построением правового государства.

В мировой практике известны и другие органы законодательной власти, существующие вместе или вместо парламента. В качестве таких органов могут выступать:

В Советском Союзе до 1936 г. законы издавали съезды Советов, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров. В настоящее время в Российской Федерации единственным представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ), хотя существует практика издания президентом указов по вопросам, требующим немедленного урегулирования, если по ним нет соответствующего закона. С принятием соответствующих законов такие указы утрачивают силу124.

В мировой практике существуют одно- и двухпалатные парламенты. Как правило, однопалатные парламенты характерны для унитарных государств, а двухпалатные – для федеративных. Большинство нижних палат мировых парламентов избираются всенародным голосованием, в то время как в отношении верхних палат используются различные методики, сочетающие прямое избрание (мажоритарное), назначение и наследственное право.

Федеральное Собрание Российской Федерации является двухпалатным парламентом, что зафиксировано в ст. 95 Конституции РФ. Двухпалатный состав российского парламента объясняется федеративным устройством государства. Нижняя палата выступает выразителем обобщенной воли народа всей Российской Федерации, в то время как верхняя палата выражает интересы отдельных регионов.