logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.2.5. Принципы государственного управления

Исходя из трактовки общества как системы, общие принципы государственного управления можно разделить на три большие группы: социально-ценностные принципы, социально-функциональные и организационно-технологические13.

Социально-ценностные принципы государственного управления таковы.

  1. Согласно принципу гуманизма приоритетными для деятельности властных структур являются интересы человека.

  2. С принципом гуманизма связан принцип социальной ориентированности управления, который ставит во главу угла интересы общества, его потребности.

  3. Принцип демократизма подразумевает, что источником власти является народ, государственное управление осуществляется от имени и в интересах народа его представителями, избранными на государственные посты с соблюдением необходимых демократических процедур.

К социально-функциональным принципам государственного управления относят:

  1. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обуславливающий также необходимость существования и функционирования в государственном строительстве механизма сдержек и противовесов;

  2. принцип федерализма, сущность которого состоит в наиболее эффективном разделении полномочий между центральной государственной властью и местными властями;

  3. принцип объективности в управлении, подразумевающий учет реально существующих закономерностей и соответствие поставленных целей возможностям их достижения;

  4. принцип саморегулирования, основанный на универсальных свойствах социальных систем, заключающихся в способности к самосохранению и поддержанию равновесия (следование принципу саморегулирования в государственном управлении означает, что государство осуществляет вмешательство в общественные процессы лишь до определенного предела, оставляя пространство для проявления естественных механизмов общественного саморегулирования, например рыночной экономики. Кризис советской системы госуправления во многом был обусловлен именно игнорированием принципа саморегулирования);

принцип обратной связи между государством и обществом, который играет ключевую роль в функционировании любой политической системы. Если государственный аппарат перестает воспринимать общественную реакцию на свои действия, это неизбежно приводит к возрастанию числа ошибочных решений в системе государственного управления и, как следствие, к кризису системы в целом;

принцип информационной достаточности, предполагающий, что каждый уровень управления обладает всей необходимой информацией для принятия решений, причем должны функционировать механизмы, обеспечивающие достоверность информации, поступающей в органы власти. Вместе с тем необходимо не допускать перегрузки верхних уровней управления поступающей информацией, для чего создаются механизмы ее обобщения и систематизации;

принцип причинности и эволюционизма, означающий, что система государственного управления должна развиваться последовательно, без социальных катаклизмов и кризисов. Следование принципу причинности и эволюционизма позволяет на каждом этапе развития государственности сохранять и приумножать ранее достигнутые результаты, в то же время модернизируя систему в соответствии с потребностями общественного развития.

принцип вероятности и прогнозирования, который основывается на многовариантности развития, изначально присущей процессам государственного управления. Качественное профессиональное управление социально-экономическими процессами должно предвидеть все последствия принимаемых решений. При этом влияние негативных последствий, а также форс-мажорных обстоятельств, должно сводиться к минимуму.

Организационно-технологические принципы государственного управления лежат в основе непосредственной организационно-исполнительной деятельности органов государственной власти. Они сформулированы являются универсальными для любых видов управления, не только государственного.

    1. Принцип иерархии означает наличие отношений вертикального подчинения между двумя и более уровнями управления, при этом должностное лицо отвечает как за результаты своей деятельности, так и за результаты деятельности подчиненных.

    2. Принцип разделения труда подразумевает наделение органов власти и должностных лиц конкретными правами и обязанностями, непосредственно увязанными с ответственностью за их исполнение.

    3. Принцип сочетания централизации и децентрализации, с одной стороны, позволяет избежать распада системы в результате дезинтеграционных процессов, с другой – позволяет делегировать полномочия по принятию решений на нижестоящие уровни управления, что разгружает центральные органы, стимулирует инициативу на местах и повышает способность системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

    4. Принцип делегирования полномочий предполагает возможность передачи полномочий на нижестоящие уровни управления. Полномочия при этом передаются неотделимо от ответственности за их исполнение. Объем передаваемых полномочий должен соответствовать объему ответственности.

    5. Принцип диапазона управления подразумевает, что руководитель несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных. В теории управления существует понятие оптимального диапазона управления, согласно которому число подчиненных увязывается с числом вероятных управленческих связей. Эмпирическим путем установлено, что оптимальный диапазон управления колеблется от трех до двенадцати подчиненных у одного руководителя в зависимости от конкретных условий управления.

    6. Принцип единства подчинения означает, что каждый работник получает распоряжения и приказы только от одного начальника.

    7. Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью основан на вовлечении в процесс разработки и принятия управленческих решений работников разного уровня управления.

    8. Принцип субсидиарности предполагает решение вновь возникающих проблем на том уровне управления, на котором они появляются.