1.2.5. Принципы государственного управления
Принципы государственного управления – это фундаментальные, частично закрепленные в законодательстве положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления.
Исходя из трактовки общества как системы, общие принципы государственного управления можно разделить на три большие группы: социально-ценностные принципы, социально-функциональные и организационно-технологические13.
Социально-ценностные принципы государственного управления таковы.
Согласно принципу гуманизма приоритетными для деятельности властных структур являются интересы человека.
С принципом гуманизма связан принцип социальной ориентированности управления, который ставит во главу угла интересы общества, его потребности.
Принцип демократизма подразумевает, что источником власти является народ, государственное управление осуществляется от имени и в интересах народа его представителями, избранными на государственные посты с соблюдением необходимых демократических процедур.
К социально-функциональным принципам государственного управления относят:
принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обуславливающий также необходимость существования и функционирования в государственном строительстве механизма сдержек и противовесов;
принцип федерализма, сущность которого состоит в наиболее эффективном разделении полномочий между центральной государственной властью и местными властями;
принцип объективности в управлении, подразумевающий учет реально существующих закономерностей и соответствие поставленных целей возможностям их достижения;
принцип саморегулирования, основанный на универсальных свойствах социальных систем, заключающихся в способности к самосохранению и поддержанию равновесия (следование принципу саморегулирования в государственном управлении означает, что государство осуществляет вмешательство в общественные процессы лишь до определенного предела, оставляя пространство для проявления естественных механизмов общественного саморегулирования, например рыночной экономики. Кризис советской системы госуправления во многом был обусловлен именно игнорированием принципа саморегулирования);
принцип обратной связи между государством и обществом, который играет ключевую роль в функционировании любой политической системы. Если государственный аппарат перестает воспринимать общественную реакцию на свои действия, это неизбежно приводит к возрастанию числа ошибочных решений в системе государственного управления и, как следствие, к кризису системы в целом;
принцип информационной достаточности, предполагающий, что каждый уровень управления обладает всей необходимой информацией для принятия решений, причем должны функционировать механизмы, обеспечивающие достоверность информации, поступающей в органы власти. Вместе с тем необходимо не допускать перегрузки верхних уровней управления поступающей информацией, для чего создаются механизмы ее обобщения и систематизации;
принцип причинности и эволюционизма, означающий, что система государственного управления должна развиваться последовательно, без социальных катаклизмов и кризисов. Следование принципу причинности и эволюционизма позволяет на каждом этапе развития государственности сохранять и приумножать ранее достигнутые результаты, в то же время модернизируя систему в соответствии с потребностями общественного развития.
принцип вероятности и прогнозирования, который основывается на многовариантности развития, изначально присущей процессам государственного управления. Качественное профессиональное управление социально-экономическими процессами должно предвидеть все последствия принимаемых решений. При этом влияние негативных последствий, а также форс-мажорных обстоятельств, должно сводиться к минимуму.
Организационно-технологические принципы государственного управления лежат в основе непосредственной организационно-исполнительной деятельности органов государственной власти. Они сформулированы являются универсальными для любых видов управления, не только государственного.
Принцип иерархии означает наличие отношений вертикального подчинения между двумя и более уровнями управления, при этом должностное лицо отвечает как за результаты своей деятельности, так и за результаты деятельности подчиненных.
Принцип разделения труда подразумевает наделение органов власти и должностных лиц конкретными правами и обязанностями, непосредственно увязанными с ответственностью за их исполнение.
Принцип сочетания централизации и децентрализации, с одной стороны, позволяет избежать распада системы в результате дезинтеграционных процессов, с другой – позволяет делегировать полномочия по принятию решений на нижестоящие уровни управления, что разгружает центральные органы, стимулирует инициативу на местах и повышает способность системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.
Принцип делегирования полномочий предполагает возможность передачи полномочий на нижестоящие уровни управления. Полномочия при этом передаются неотделимо от ответственности за их исполнение. Объем передаваемых полномочий должен соответствовать объему ответственности.
Принцип диапазона управления подразумевает, что руководитель несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных. В теории управления существует понятие оптимального диапазона управления, согласно которому число подчиненных увязывается с числом вероятных управленческих связей. Эмпирическим путем установлено, что оптимальный диапазон управления колеблется от трех до двенадцати подчиненных у одного руководителя в зависимости от конкретных условий управления.
Принцип единства подчинения означает, что каждый работник получает распоряжения и приказы только от одного начальника.
Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью основан на вовлечении в процесс разработки и принятия управленческих решений работников разного уровня управления.
Принцип субсидиарности предполагает решение вновь возникающих проблем на том уровне управления, на котором они появляются.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления 6
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления 74
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления 193
- Глава 4. История государственного управления в россии 286
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации 345
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления
- 1.1. Государственное управление как система
- 1.1.1. Системные основания государственного управления
- 1.1.2. Понятие государственного управления
- 1.1.3. Государственное управление как социальная система. Прямые и обратные связи
- 1.1.4. Кибернетический подход к государственному управлению
- 1.2. Системные характеристики государственного управления
- 1.2.1. Субъект и объект государственного управления
- 1.2.2. Цели государственного управления
- 1.2.3. Процесс принятия решений
- 1.2.4. Структура системы государственного управления. Государственный аппарат
- 1.2.5. Принципы государственного управления
- 1.2.6. Функции государственного управления
- 1.2.7. Формы и методы государственного управления
- 1.3. Типология систем государственной власти
- 1.3.1. Человек и социальная организация
- 1.3.2. Виды государств и типы власти
- 1.3.3. Государственная идеология и типы режимов
- 1.3.4. Либеральная демократия
- 1.3.5. Молодая демократия
- 1.3.6. Недемократические режимы
- 1.3.7. Типы режимов и организация власти
- Глава 2. Формы правления, государственного устройства и государственно-административного деления
- 2.1. Децентрализация государственного управления и государственное устройство
- 2.1.1. Формы правления и государственного устройства
- 2.1.2. Административно-территориальное деление
- 2.1.3. Виды государственного устройства
- 2.1.4. Унитарное государство
- 2.1.5. Федеративное государство
- 2.1.6. Империя и уния
- 2.1.7. Межгосударственные союзы
- 2.2. Распределение предметов ведения и полномочий между центральным правительством и региональными (местными) властями
- 2.2.1. Распределение полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве
- 2.2.2. Автономии
- 2.2.3. Распределение полномочий между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве
- 2.2.4. Современные тенденции трансформации государственного политико-территориального устройства
- 2.3. Федерализм как форма организации государственного управления
- 2.3.1. Системные аспекты федерализма
- 2.3.2. Динамика развития федеративных отношений в России
- 1990 – Весна 1992 гг. Разрушение псевдофедерации ссср и старой системы федеративных отношений в России.
- 2.3.3. Проблемы российского федерализма
- 2.4. Конституционные основы системы государственного управления в Российской Федерации
- 2.4.1. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.2. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации
- 2.4.3. Гражданское общество и правовое государство в конституционном пространстве Российской Федерации
- Глава 3. Сравнительный анализ моделей государственного управления
- 3.1. Формы организации исполнительной власти
- 3.1.1. Природа исполнительной власти и ее формы
- 3.1.2. Исполнительная власть в демократических государствах
- 3.1.3. Исполнительная власть в недемократических государствах
- 3.1.4. Различие демократической и недемократической форм исполнительной власти
- 3.2. Законодательная власть и формы ее организации
- 3.2.1. Законодательная власть и мировые тенденции ее развития
- 3.2.2. Функции и структура органов законодательной власти
- 3.2.3. Полномочия палат
- 3.2.4. Состав законодательного органа
- 3.2.5. Численность законодательного органа
- 3.3. Системы проведения выборов
- 3.3.1. Роль системы выборов в современном государстве и ограничения избирательного права
- 3.3.2. Выборы по простому большинству голосов и партийным спискам
- 3.3.3. Альтернативные системы выборов
- 3.3.4. Современные требования к выборному процессу
- 3.4. Партийная структура общества и роль политических организаций в государственном управлении
- 3.4.1. Многообразие политических интересов и группы влияния
- 3.4.2. Типы государств по отношению к группам влияния. Политические партии
- 3.4.3. Виды политических партий при различных режимах
- 3.4.4. Политические партии в избирательной и правовой системах
- 3.5. Система государственной службы
- 3.5.1. Система государственной службы в системе государственной власти
- 3.5.2. Система государственной службы в сша и Великобритании
- 3.5.3. Система государственной службы во Франции, Германии, Италии и скандинавских странах
- 3.5.4. Система государственной службы в Японии и Китае
- Глава 4. История государственного управления в россии
- 4.1. Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси
- 4.1.1. Формирование древнерусского государства
- 4.1.2. Проблемы регионального управления и начало феодальной раздробленности
- 4.1.3. Централизация Руси и образование Московского княжества
- 4.1.4. Становление абсолютистского самодержавия
- 4.2. Система государственного управления в Российской империи
- 4.2.1. Реформы Петра I
- 4.2.2. Российская империя между Екатериной I и Екатериной II
- 4.2.3. Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета
- 4.2.4. Кризис государственного управления в Российской империи
- 4.3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства
- 4.3.1. Революционные потрясения 1917 г. И возникновение советского государства
- 4.3.2. Развитие советского государства до Великой Отечественной войны 1941 г.
- 4.3.3. Государственное управление в Советском Союзе периода расцвета
- 4.3.4. Крушение советской государственности и становление в России демократии
- Глава 5. Система государственного управления в российской федерации
- 5.1. Законодательная власть в Российской Федерации
- 5.1.1. Становление современного отечественного парламентаризма
- 5.1.2. Состав, структура и порядок работы Федерального Собрания
- 5.1.3. Полномочия палат Федерального Собрания
- 5.1.4. Формы работы Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5.2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт президента
- 5.2.1. Институт президента в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.2.2. Порядок избрания, статус и ответственность Президента Российской Федерации
- 5.2.3. Функции Президента Российской Федерации
- 5.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации и инструменты их реализации
- 5.2.5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
- 5.3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Институт правительства и его роль в управлении государством
- 5.3.1. Институт правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации
- 5.3.2. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства Российской Федерации
- 5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации
- 5.3.4. Порядок работы, акты и ответственность Правительства Российской Федерации
- 5.4. Судебная власть в Российской Федерации
- 5.4.1. Место судов в системе государственной власти Российской Федерации
- 5.4.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов
- 5.4.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели
- 5.4.4. Правосудие как система
- 5.4.5. Прокуратура в системе судебной власти Российской Федерации
- 5.5. Государственное региональное управление в Российской Федерации
- 5.5.1. Теоретико-методологические основы государственного регионального управления. Понятия «регион» и «район»
- 5.5.2. Региональная система как объект управления
- 5.5.3. Государственная региональная политика
- 5.5.4. Региональная политика в ссср
- 1. 1920-Е гг.: проблемы регионального социально-экономического развития находятся в центре внимания руководства страны.
- 2. Начало 1930-х – середина 1950-х гг.: почти полное забвение «экономического» подхода в региональной политике.
- 3. 1957–1964 Гг.: попытка глобальной реформы государственного управления и создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов).
- 4. Середина 1960-х – конец 1980-х гг.: активное внедрение целевых программ регионального социально-экономического развития.
- 5. Конец 1980-х гг. – 1991 г.: полная неопределенность социального целеполагания и механизмов управления экономикой.
- 5.5.5. Динамика развития региональной политики в Российской Федерации
- 1. 1990–1993 Гг.: господство тенденций децентрализации и распада в сфере государственного регионального управления.
- 2. 1994–1999 Гг.: тенденция к постепенной централизации государственного регионального управления.
- 3. 1999–2005 Гг.: формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления.
- 5.6. Местное самоуправление: конституционные основы и политическая практика
- 5.6.1. Сущность местного самоуправления, его атрибуты и критерии
- 5.6.2. Правовые основы местного самоуправления
- 5.6.3. Территориальная и финансовая основа местного самоуправления в муниципальном образовании
- 5.6.4. Система органов местного самоуправления
- 5.7. Подсистемы в системе государственного управления
- 5.7.1. Институциональная и нормативно-правовая подсистемы
- 5.7.2. Функционально-структурная подсистема
- 5.7.3. Коммуникативная подсистема
- 5.7.4. Профессионально-кадровая и профессионально-культурная подсистемы
- Библиография
- Словарь терминов и понятий
- Об авторе