logo
МС / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1.3. Виды государственного устройства

Несмотря на важность такой характеристики государственного устройства страны, как административно-территориальное деление, степень централизации/децентрализации публичной власти в стране определяется в зависимости от централизации/децентрализации полномочий органов власти и управления различного уровня в отношении предметов ведения, относимых к их компетенции, в зависимости от типов взаимоотношений между центральными и региональными, местными властями, а также отношений региональных, местных властей в стране друг с другом. В соответствии с этим называют и виды государственного устройства.

Среди видов государственного устройства можно выделить:

  1. простые: унитарные государства (централизованные и децентрализованные);

  2. сложные: включают в себя государственные образования (федерация, уния, империя);

  3. межгосударственные союзы (конфедерация и протекторат).

Последние представляют собой специфические формы государственного устройства, поскольку единые централизованные управленческие структуры в их рамках (если таковые создаются) не являются центральными органами государственной власти в прямом смысле этого слова по отношению к органам власти объединившихся государств. Они представляют собой, прежде всего, специализированные учреждения, предназначенные для реализации сотрудничества в обозначенных при объединении целях.

Следует указать, что конфедерация, протекторат и уния многими отечественными авторами определяются как формы межгосударственных союзов22, что представляется нам не вполне верным. В первую очередь потому, что взаимодействие государств и иных образований в рамках этих разновидностей государственного устройства происходит во многом с использованием форм, характерных именно для внутригосударственного управления.